Как работает современная авторазборка и чем живет рынок подержанных запчастей? Чтобы это выяснить, отправились к одному из крупнейших поставщиков запчастей страны – Motorland.
Гигантские склады, в одном из которых аж пять этажей и система пожарной безопасности с 600 тоннами воды и противопожарными дверьми. Сами запчасти привозятся со всего мира. Действует доставка по Беларуси и России, причем от 150 рублей она бесплатная. Есть своя СТО – при установке "бэушных" запчастей действует система скидок. А для своей рекламы они как-то даже пригласили российского автоблогера Давидыча. Неслабо, правда?
Годы шли, а из небольшого ИП в 1996 году незаметно выросла целая империя "бэушных" запчастей в 2020 году. Как она работает, чем живет рынок подержанных запчастей – будем разбираться по порядку. Для этого приехали на крупнейший склад компании в деревню Малиновка.
Первый этап – автомобиль нужно разобрать. Для этого в Европе, США, Австралии и Японии у компании есть партнеры, которые разбирают машины на специализированных СТО. В Беларуси автомобили не разбираются, все детали без пробега по СНГ.
"Машины поступают от дилеров и с аукционов, основной поток идет из Англии и Германии, потом уже из других стран, – рассказывает Владимир Белко, заместитель коммерческого директора Motorland. – Автомобили в разном состоянии. Есть целые, владельцы которых сдают машины дилерам. Бывает, что какой-то дефект, который дорого чинить. Битые машины также поступают на разборки. В основном ассортимент машин, которые заказывает наш отдел закупки, – автомобили от 5 до 15 лет. В последнее время популярны американские авто. В рамках нашего ассортимента это небольшой процент, тем не менее запчасти на восстановление авто из США у нас есть, мы привозим. Продаются они хорошо".
Также прорабатывается вопрос расширения ассортимента на электромобили, на которые обнулены пошлины. Склад пополняется и запчастями для электромобилей. Уже есть, например, батареи на Nissan Leaf.
Хорошим спросом пользуются запчасти на старые автомобили. Но проблема – найти экземпляр в хорошем состоянии. Машины из СНГ не разбираются на запчасти принципиально, привозятся исключительно из-за рубежа.
"Какой-нибудь условный BMW E34 или Mercedes W124 в отличном состоянии в Европе сейчас не найти, — говорит Владимир. — Эти машины там ценятся, они уже классические. Но если такие варианты в хорошем состоянии попадаются, мы их обязательно заказываем. Запчасти на эти авто продаются очень быстро. Особенно если видим, что кузов "живой" – очень хорошо расходятся кузовные элементы без ржавчины. Если там это уже олдтаймеры, у нас люди на этих машинах вполне себе ездят. И запчасти к ним все еще нужны".
Машина разбирается на СТО партнеров. Один мастер может разобрать до трех автомобилей в день, если это простые машины вроде Volkswagen Golf 2 или 3. Сложная машина вроде Audi A8 D3 или D4 разбирается за 1-2 дня. Берется только то, что необходимо по списку разборки. Если на складе тех или иных запчастей в избытке или дорого везти, то при разборке они идут в утилизацию. Детали и агрегаты дефектуются, снимается видео работы мотора и коробки передач.
После разборки, растаможки и доставки запчастей в Малиновку они попадают в отдел приемки – это большое помещение с несколькими постами, где детали при необходимости разбирают, дефектуют, моют, фотографируют, сортируют и маркируют.
Так как стоимость рабочей силы в Европе дороже, чем в странах, откуда завозят запчасти, то какие-то части авто завозятся узлами. Например, задние балки, которые потом разбирают на более мелкие детали.
Запчасти перед мойкой. Вместе с ними из Австралии приехала австралийская трава.
Перед фотографированием запчасти чистят и моют. Грязными в продажу они не попадают.
Каждой детали присваивается свой артикул, все данные вносятся на сайт. Также объявления размещаются по разным площадкам, в том числе и на нашем портале.
Компания использует систему хранения товара WMS. Это программное обеспечение, которое автоматически распределяет запчасти по складу. Фары сортируются возле фар, ступицы – возле ступиц, и так далее. После отдела приемки запчасти поступают на склад. Иногда возникают небольшие заторы из погрузчиков, которые снуют туда-сюда. Один из них, например, перевозит двигатель к грузовому автомобилю. Запчасти есть не только на легковушки.
На складе идеальная чистота. Никаких луж масла, грязи и песка. Моечные машины чуть ли не каждый час производят уборку. То есть это уже далеко не те разборки, к которыми мы привыкли: в старых сараях, с грудой запчастей на полу, с каптерками и замасленной одеждой сотрудников.
Часть запчастей пока еще хранится на улице, но построен еще один склад из пяти этажей, который постепенно заполняется.
Все помнят тот громкий случай, когда сгорел крупный склад запчастей в Минске. Поэтому к противопожарной безопасности здесь отнеслись серьезно. Курить здесь нельзя – в случае возникновения задымленности через эти форсунки будет распылено 600 тонн воды. Также между складами установлены герметичные противопожарные двери.
Масштабы склада действительно поражают. Каждая деталь имеет свой артикул и внесена в систему хранения склада, поэтому находится без проблем.
Далее – отдел разгрузки, куда попадают запчасти, которые заказали клиенты. На полках указаны города, в которые будут доставляться запчасти. К слову, доставка от 100 рублей бесплатная. Немного прошлись по отделу, чтобы посмотреть, что выбирают белорусы и россияне.
К примеру, кто-то заказал ступицу Honda Odyssey. В современных авто бывает такое, что отдельно подшипники от ступицы не меняются. А новый узел стоит немалых денег. Выход – покупка подержанной ступицы.
"Очень часто запчасти поступают сюда в состоянии новых. При этом это оригинальные детали, а не некачественные заменители. Отходят они лучше, – рассказывает Владимир. – В свою машину я устанавливаю в основном "бэушку" – и убедился в этом. Лучше хорошая б/у запчасть нежели некачественный заменитель оригинальной детали. Я даже колодки с дисками уже ставлю "бэушные". Если они почти новые, какие проблемы? На дисках, кстати, указана остаточная толщина. И дешевле бывает раз в десять".
На пункте разгрузки, что интересно, частенько встречаются домкраты. Бывает, что не всегда стандартный домкрат из автомагазина подходит к авто. А подержанные автомобили, бывает, продаются без них. Поэтому спросом пользуются даже они.
Любопытно, последнее время пользуются спросом люки.
Кто-то заказал педальный узел…
А кто-то – топливный бак.
Владельцы пикапов заказывают кунги на авто.
Пользуются спросом корзины сцепления с двухмассовыми маховиками.
Под заказ привозят части автомобилей для восстановления после ДТП.
Подержанные шины в хорошем состоянии и литые диски тоже в топе. Иногда можно найти почти новую "резину" для своего авто. Перед зимним сезоном актуально.
"Сложно сказать, что не пользуется спросом – покупают все, – говорит Владимир. – На складе около 440.000 запчастей и 300 номенклатурных позиций. Есть сезонность. Например, в июне и июле активно покупают компрессоры кондиционеров. Весной и летом хорошо расходится кузовщина. Элементы подвески всегда пользуются спросом: ступицы, колодки и диски. Рычаги в меньшей степени. Только если это какой-то дорогой рычаг, который отдельно не восстанавливается. Чаще пользуется спросом передняя часть автомобиля, особенно радиаторы. В общем, сложно сказать, что плохо продается".
При таком количестве запчастей нужен свой call-центр. Показали нам и его. Здесь в уютном офисе работают 76 сотрудников.
Изюминка авторазборки – своя СТО, на которой можно поменять агрегаты, узлы и детали со скидками. При ремонте, кстати, можно заказать и новые запчасти. Так, на подъемнике висел Mercedes-Benz A-класса, которому меняли вариатор. Вполне актуальная позиция. Надежность не такая высокая, как у гидромеханических АКП, ремонт сложный и дорогой. Выход – покупка подержанного агрегата в хорошем состоянии. Причем еще и дается срок проверки до 60 дней. Если агрегат за это время сломается, его поменяют бесплатно. Это выгодно, так как у "гаражника" менять проблемный агрегат или запчасти придется за свои деньги. Скидок и акций у гаражных мастеров тоже никаких нет. Так что своя СТО – это большое преимущество. Пока есть только в Минске и Санкт-Петербурге, но планируется открытие в Москве.
Какие-то запчасти покупают сразу, какие-то еще некоторое время лежат на складе. Двигатель может ожить в машине в Бресте, а коробка передач – в Брянске. Так, какой-нибудь немецкий автомобиль получает новую жизнь в машинах Беларуси и России.
Нужна запчасть? Закажите прямо сейчас!
Motorland – одна из крупнейших компаний на белорусском рынке в области продаж бывших в употреблении автозапчастей для автомобилей иностранного производства. Компания является прямым продавцом запчастей с разборок США, Европы, Австралии и Японии. В наличии около 450.000 позиций, склад постоянно пополняется.
Гарантия на запчасти — до 60 дней. 16 пунктов выдачи в Беларуси и 24 в России. При заказе запчасти от 100 рублей в Минске доставка осуществляется бесплатно, а в регионах — от 150 рублей.
* на правах рекламы