К юбилею флагмана: вспоминаем историю модели Skoda Superb

Этой осенью исполнилось 20 лет современной генерации Skoda Superb, разработанной в составе концерна Volkswagen, – дебют флагманской модели чешского автопроизводителя состоялся в сентябре 2001 года. Историческое имя та легковушка унаследовала от модели, которая появилась еще в 30-х гг. прошлого столетия.

Впервые название Superb было упомянуто во внутренних документах компании 22 октября 1934 года. Английское Superb происходит от латинского слова superbus и означает “исключительный”, “превосходный” – первой моделью, получившей такое имя, стала Skoda 640, представленная в октябре 1934-го и располагавшая инновационной по тем временам хребтовой рамой, независимой подвеской всех колес и гидравлическим приводом тормозов.

Полноценное серийное производство Superb началось в 1935 году. Автомобиль оснащался шестицилиндровым двигателем объемом 2,5 л и мощностью 55 л.с. В том же году красный Superb длиной 5,5 м был передан руководителю Skoda Group Карелу Ловенштайну. Высокий спрос быстро привел к нехватке автомобилей и увеличенному сроку поставки – версию с закрытым кузовом клиентам приходилось ждать четыре недели, кабриолет – вдвое дольше. В качестве дополнительных опций предлагалось радио и полки из красного дерева позади передних сидений.

Флагман Skoda неоднократно обновлялся: совершенствовался дизайн, появлялись более мощные двигатели, расширялся список оборудования. Так, в 1938-м Skoda представила Superb OHV с шестицилиндровым мотором объемом 3,1 л, верхним расположением распредвала и мощностью 80 л.с. Незадолго до 1940 года, когда производство было остановлено из-за войны, компания выпускала только небольшие партии Superb 4000. Но уже в 1946 году производство возобновилось. Обновленная модель Superb OHV предоставлялась под гражданские нужды и была выпущена более чем тысячным тиражом, после чего ее производство прекратилось в 1949-м.

К тому времени было выпущено почти 900 экземпляров Superb в пяти различных вариантах. Помимо 640 Superb (1934-1936) и Superb Type 902 (1936) с шестицилиндровыми моторами в гамме были и восьмицилиндровые модификации Superb Type 913 (1936-1939), Superb 3000 OHV Type 924 (1938-1949) и Superb 4000 Type 919 (1938-1940). Многие из этих автомобилей имели кузова, произведенные на заказ в соответствии с персональными предпочтениями покупателей.

Один из экземпляров Superb OHV (шасси под номером 81587), произведенный в послевоенные годы, был отреставрирован силами компании в 2019 году. Сегодня этот автомобиль является одним из самых ценных экспонатов музея Skoda в Млада-Болеславе.

После полувекового перерыва в 2001 году Skoda возродила знаменитое имя, представив первое поколение современного Superb. Мировая премьера машины прошла 11 сентября 2001 года на автосалоне IAA во Франкфурте-на-Майне. Дебют Superb состоялся спустя 10 лет после объединения чешского бренда с концерном Volkswagen и означал возвращение Skoda в сегмент больших семейных автомобилей. В начале сентября 2001-го, еще до официальной премьеры Superb, тогдашний президент Чехии и известный автолюбитель Вацлав Гавел лично протестировал новинку в окрестностях замка Ланы.

Переднеприводный автомобиль длиной 4803 мм, шириной 1765 мм и высотой 1469 мм имел колесную базу 2803 мм, просторный салон и привлекательное соотношение цены и качества. Моторная гамма включала три бензиновых и два дизельных агрегата. Четырехцилиндровый бензиновый двигатель объемом 2 л развивал 115 л.с., также были доступны 1,8-литровый вариант с турбонаддувом мощностью 150 л.с. и “шестерка” объемом 2,8 л (193 л.с.), которая позволяла разгонять Superb до 237 км/ч. Предлагался и дизельный Superb 1.9 TDI (130 л.с.), средний расход топлива которого составлял 5,7 л / 100 км. Еще одной модификацией стал шестицилиндровый дизельный мотор объемом 2,5 л, развивавший 155 л.с.

Стандартно автомобиль оборудовался 5- или 6-ступенчатой “механикой”, а опционально для шестицилиндровых версий был доступен 5-ступенчатый “автомат” Tiptronic. Оснащение Superb, помимо всего прочего, включало ABS и электронную блокировку дифференциала, а шестицилиндровые версии располагали редкой для тех лет системой стабилизации с ассистентом торможения. За безопасность отвечали также две фронтальные и две боковые подушки безопасности. В списке опций значились дополнительные “шторки” безопасности, биксеноновые фары с интегрированными омывателями, передние сиденья с электрорегулировкой и обогревом, автоматический климат-контроль и “навигация”.

Серийное производство нового Superb стартовало в октябре 2001-го на заводе в Квасинах. Производство было полностью модернизировано, инвестиции составили 200 миллионов евро. Продажи модели начались весной 2002 года, а к моменту завершения выпуска первого поколения Superb в 2008 году на заводах Skoda в Чехии, Китае, Украине и Казахстане было произведено более 136.000 экземпляров модели.

В марте 2008-го на автосалоне в Женеве было представлено второе поколение Superb – с двойной задней дверью Twindoor: хитрая крышка багажника могла открываться как вместе со стеклом, так и отдельно, как у традиционного седана.

За его основу была взята платформа PQ46 (как у Volkswagen Passat B6), колесная база уменьшилась на 44 мм, но салон при этом стал просторнее благодаря поперечному расположению двигателя. Была расширена моторная гамма (у самой мощной версии под капотом располагался бензиновый атмосферный V6 3.6 на 260 л.с.), а вместо “автомата” стал использоваться “робот” DSG.

Год спустя появился универсал Superb Combi, объем багажника которого варьировался от 633 до 1865 л. Второе поколение Superb стало первой Skoda, которую можно было оснастить бесключевой системой доступа и запуска двигателя, также для модели впервые была доступна полноприводная трансмиссия.

В 2012 году семейство пополнилось универсалом Superb Outdoor с пластиковыми накладками по всему периметру кузова, хотя подвеска и дорожный просвет остались стандартными. Привод мог быть как полным, так и передним.

В 2013-м было проведено плановое обновление модели – изменилось оформление оптики и радиаторной решетки, были заменены бамперы и передние крылья. В списке опций появились адаптивное управление освещением, электрический люк со встроенными фотоэлементами и система автоматической парковки нового поколения. К 2015 году Skoda выпустила 618.000 единиц Superb второго поколения.

Премьера "третьего" Superb, базирующегося уже на платформе MQB, состоялась в Праге в 2015-м. Новый дизайн, еще более просторный салон, широкий выбор систем помощи водителю и более эффективные двигатели – вот вкратце главные особенности машины. В новом поколении Superb был представлен и ряд важных для чешского бренда технических инноваций и опций: впервые на Skoda стали доступны адаптивная система управления шасси (DCC), система помощи при движении в заторах, ассистент выезда с парковки задним ходом и трехзонный климат-контроль. В том же году линейка пополнилась версией с кузовом универсал.

Следующим значимым шагом стала модернизация, проведенная в 2019 году, – такой лифтбек в прошлом году побывал и на нашем тест-драйве. Автомобиль получил полностью светодиодные матричные фары, которые автоматически адаптируются к дорожной ситуации и погодным условиям, и новые электронные вспомогательные системы, включая адаптивный круиз-контроль, использующий данные навигатора и камеры для выбора оптимальной скорости.

В гамме обновленной модели появилась версия с 218-сильной подзаряжаемой гибридной установкой (комбинация бензинового 1.4 TSI и 85-киловаттного электромотора) с запасом хода на электротяге до 62 км по циклу WLTP и “внедорожный” универсал Superb Scout (он пришел на смену версии Outdoor), хотя до нашего рынка эти модификации так и не добрались.

До запрета на продажу в Беларусь автомобиль поставлялся с бензиновыми двигателями объемом от 1,4 до 2,0 л и мощностью от 150 до 280 л.с., европейцам доступны также дизели 2.0 TDI с отдачей 150 и 200 “лошадок”. По всему миру на сегодняшний день выпущено более 700.000 экземпляров Superb третьего поколения. В целом за последние 20 лет Skoda произвела около 1,5 миллиона единиц своей флагманской модели.

Источник