Городские легенды. Что можно увидеть в музее пассажирского транспорта в Минске

130 лет назад в Минске появилась первая конка, а вместе с ней и пассажирское движение. В 1952 году на дороги столицы вышли первые троллейбусы. Два транспортных юбилея подтолкнули нас к посещению музея городского пассажирского транспорта, где можно окунуться в детские воспоминания и познакомиться с техникой, которую мы уже не застали на улицах.

Музей состоит из двух экспозиций, первая находится в здании. Здесь представлены исторические экспонаты, масштабные модели, узлы техники. Например, так выглядит двигатель Raba-MAN. 

В соседнем помещении нашлось место нескольким, ставшим уже раритетными, автомобилям.

Городские легенды. Что можно увидеть в музее пассажирского транспорта в Минске

Нас больше интересует площадка под открытым небом, где располагается подвижной состав. Экземпляров много, но проникнуть во все не получится. Часть машин ждет своей реставрации. А "Луноход" ЛиАЗ-677, туристический ЛАЗ 699, троллейбус Trolza прямо сейчас проходят этапы восстановления в цехах "Минсктранса".

Троллейбусы: от МТБ-82Д до АКСМ-201

Совсем недавно в музей после реставрации вернулось несколько троллейбусов. С них и начнем.

МТБ-82Д – первенец среди "рогатых" на минских улицах. От абсолютного большинства образцов современного общественного транспорта его отличает полное отсутствие переднего свеса, узкие окна, а также рамная конструкция.

На примере этого троллейбуса хорошо видно, что в 50-е годы ХХ века о комфорте пассажиров заботились мало. Конечно, о низком поле тогда никто и не помышлял, но и без него неудобств хватает: двери узкие, накопительных площадок нет. Не хотел бы я ехать в МТБ-82 с детской коляской. Зато мест для сиденья по современным меркам огромное количество. Кабина троллейбуса просто огромна, но это, пожалуй, единственное, что могло порадовать водителя. Ведь в МТБ-82Д не было даже усилителя руля. 

Более молодой ЗиУ-5Д, выпускавшийся с 1959 по 1972 годы, уже выглядит абсолютно традиционной почти двенадцатиметровой машиной: несущий кузов, большой передний свес, окна доходят до самой крыши. 

Двери тоже узкие, зато в задней части салона появилась накопительная площадка. Как и в МТБ-82Д, по обоим бортам располагаются сдвоенные сиденья, но при этом проход остается достаточно широким. Это очевидный плюс высокопольных машин. А еще не надо забираться на подиумы, когда хочется сесть. 

Кстати, есть в этом троллейбусе одна особенность, которая роднит его с ЛиАЗ-677: задняя площадка располагается ниже остального салона, а около колесных арок имеется уклон пола. Кабина ЗиУ-5 уменьшилась в размерах по сравнению с предшественником, но стало ли водительское место удобнее – вопрос. Зато появился пневматический усилитель руля, поэтому управлять этим троллейбусом стало определенно проще, чем его предшественником.

Городские легенды. Что можно увидеть в музее пассажирского транспорта в Минске

Двигаемся дальше к ЗиУ-682Б и являющемуся фактически его модификацией АКСМ-101. Она отличается от своего прародителя в первую очередь электрической частью. Издалека он узнаваем по большому коробу на крыше, где размещены шунтовые и пуско-тормозные сопротивления, а также реостатный контроллер.

Салоны этих троллейбусов практически идентичны, и многие наши читатели их наверняка хорошо помнят. Подвески у 682-го и 101-го были мягкими и комфортными, кузова плавно раскачивались на разбитых дорогах. Из-за малой высоты салона стоящие на задней площадке высокие пассажиры при проезде неровностей зачастую прикладывались головой о потолок. Да что там высокие, я со своими 178 см пару раз ударялся макушкой. Зато было весело.

Городские легенды. Что можно увидеть в музее пассажирского транспорта в Минске

Городские легенды. Что можно увидеть в музее пассажирского транспорта в Минске

Кабины двух троллейбусов заметно различаются, в первую очередь размерами. В ЗиУ водителю отдано все пространство в переднем свесе (возможно, этот конкретный экземпляр использовался для обучения стажеров), а у АКСМ-101 передняя дверь оставлена пассажирам. Зато у белорусского троллейбуса приборная панель и руль куда более современные. 

В 1996 году на Белкоммунмаше начался выпуск АКСМ-201 – серьезно модернизированного АКСМ-101. Эта модель троллейбуса также представлена на площадке музея.

Автобусы: ЛАЗ, Ikarus и многие другие

Переходим к автобусам. И в первую очередь меня интересует ЛАЗ-695. В детстве я каждую пятницу ездил на таком к бабушке. 

На территории музея стоят два экземпляра, но оба ждут реставрации. Тем не менее, в один из них нам удалось попасть. Ударивший в нос запах знаком с малых лет. Эту смесь ароматов бензина, масла, песка и бог знает чего еще я узнаю и на пенсии. А какова кабина! До сих пор помню, какими кнопками открываются двери. Единственный посторонний элемент – "гитара" от КамАЗа, которую водители любили пристроить под руль при первой же возможности.

В дороге я всегда любил стоять у лобового стекла и наблюдать за дорогой. И даже хотел работать на таком автобусе, когда вырасту. 

Но у стекла приходилось стоять, если не повезло сесть, а везло далеко не всегда. Если же это удавалось, топовыми у детей считались сиденья, расположенные на задней колесной арке у левого борта. Они стояли выше остальных, и с них открывался отличный вид в окно. А вот взрослые там сидеть не любили, ведь поза на этих местах была весьма специфической. Большинство же пассажиров предпочитало задний диван: просторно, а зимой еще и тепло. Правда, летом жарковато. 

ЛАЗ-695 отличался слабой "пылезащитой". При езде по гравийной дороге, как ни задраивай люки и форточки, в салоне стояли столбы пыли. А еще обшивка салона на гравийке адски громыхала.

Ждут своей очереди на реставрацию и два Ikarus 260. А вот "гармошка" недавно с нее вернулась, поэтому в нее и заглянем, тем более что в детстве 280-й был куда более желанным на остановке, чем короткий 260-й. 

В моем родном Молодечно "гармошки" появились в середине 1990-х. Это были автобусы из Германии, которые тогда удивляли своей сохранностью. Детям в Ikarus 280 нравилось наблюдать в окно, как тягач поворачивается относительно прицепа. Любимым местом в салоне для многих был узел сочленения – там неплохо раскачивало, а сильфон, он же гармошка, поскрипывал.

В "Икарусе" много мест для сиденья, широкие проходы. По меркам 80-х и 90-х это комфортный автобус. Не хватало в нем разве что накопительных площадок напротив дверей. С колясками полноценно разместиться можно было только сзади. 

Не любили "венгров" за "вытрезвитель" в салоне зимой. То ли система отопления была недостаточно эффективной, то ли водители экономили солярку, но внутри этих автобусов в морозы был откровенный дубак. А вот летом микроклимат поддерживался комфортный: большие сдвижные форточки способствовали хорошей вентиляции. Пришедшие на смену "Икарусам" МАЗы с их откидными форточками в жару являли собой филиал ада. 

В кабине "Икаруса" тоже не обошлось без камазовской "гитары"

К сожалению, в музее нет еще одного автобуса, оставившего отпечаток в памяти с детства, – ЛиАЗ-5256. Из-за своих квадратных форм, наличия маршрутоуказателя над лобовым стеклом и планетарных дверей (хотя "венгров" с ними тоже хватало) он казался куда более современным, чем Ikarus. 

Аналогичное впечатление складывалось и в салоне: чего стоили только плафоны освещения, находящиеся в промежутке между окнами и потолком. Напротив средней и задней дверей располагались накопительные площадки. А еще сзади был установлен большой диван, прямо как в ЛАЗ-695. Только в ЛиАЗ сзади ездить никто не любил, потому что там постоянно воняло выхлопом, который проникал в салон через люк в полу.

Еще одно воспоминание о 5256 – характерный рык камазовского дизеля, который в детстве нравился куда больше размеренного урчания двигателя "Икаруса". На самом деле большинство ЛиАЗ-5256 чаще ремонтировались, чем работали на маршрутах. Модель получилась откровенно неудачной – и автобусы быстро списали. Им на смену пришли произведенные в Лиде "Неман-5201", в основе которых лежал все тот же 5256. Ну а в музее представлена пригородная модификация 52012.

На площадке под открытым небом можно познакомиться с автобусами ПАЗ-672, КАвЗ-685, "Кубань-Г1А1", туристическим Ikarus 256, а также совсем недавно эксплуатировавшимися МАЗ-103, МАЗ-105 и ПАЗ-4230 "Аврора". Есть и небольшая коллекция микроавтобусов и других машин, работавших на предприятиях Минска.

Городские легенды. Что можно увидеть в музее пассажирского транспорта в Минске

Трамваи: "рижанин" и "чех"

Переходим к трамваям, которые представлены рижским РВЗ-6М2 и чешским Tatra Т6В5SU (ЧКД-Т3М). Буквы SU в индексе "чеха" означали, что тележки трамвая предназначались для советской колеи. Если РВЗ выпускался с 1960-го года, а разрабатывался и вовсе в 50-х, то Tatra родом из 1980-х. И разница в возрасте хорошо заметна как снаружи, так и внутри. 

Естественно, оба трамвая высокопольные и имеют колоссальное количество пространства в салоне. Чешскому трамваю не хватает накопительной площадки напротив средней двери, а рижскому – самой средней двери. В час пик выбираться из середины 14-метрового салона наверняка было затруднительно. 

Городские легенды. Что можно увидеть в музее пассажирского транспорта в Минске

И, конечно, возрастные различия хорошо заметны в кабинах. 

Наш вердикт

Некоторым экспонатам музея еще предстоит процесс реставрации, и сегодня они находятся в состоянии, далеком от идеального. Но всему свое время. Как бы там ни было, если вы любите технику и хотите перенестись в детство – музей городского пассажирского транспорта определенно заслуживает посещения. 

Грузовики в базе объявлений Автобизнеса

Источник