Глаза вместо прибора. Как не купить автохлам, если у вас нет толщиномера

Многие считают толщиномер панацеей от покупки битого автомобиля. С его помощью действительно можно быстро отсеять хлам, но без должного навыка прибор не поможет, если машина покрашена в заводские значения толщины ЛКП. Но увидеть вторичные окрасы, а также определить, бывал ли автомобиль в ДТП, можно и без помощи толщиномера. Куда и на что смотреть – мы вам сегодня и расскажем.

Маркировка стекол

Первое, чему следует уделить внимание – это маркировка стекол. На них указывается год выпуска. Если машина выпущена, например, в 2012 году – на всех стеклах вы должны увидеть число 12, а иногда 2. Если год выпуска 2008 – соответственно 8. Когда автомобиль сходит с конвейера в начале календарного года, стекла могут быть прошлогодними – это нормально. В этом случае также возможен вариант, когда маркировка одних стекол совпадает с годом выпуска машины, другие произведены в предыдущем году.

А вот если одно или несколько стекол заметно моложе или наоборот старше автомобиля – это повод уделить повышенное внимание элементу, в котором стоит такое стекло. Хотя не исключено, что оригинальное было разбито в результате попадания камня из-под газонокосилки или банальной кражи.

Оригинальное ветровое стекло – это хорошо, но увидев его, не стоит расслабляться. По мнению многих родное лобовое – признак того, что машина точно не бывала в серьезном ДТП. Но у современных машин силовой каркас весьма прочный, что позволяет ветровому стеклу остаться целым даже после сильного удара в переднюю часть. Часто "лобаш" разбивает раскрывшаяся подушка безопасности, но в некоторых автомобилях вроде минивэнов стекло находится так далеко от руля, что контакта между ним и выстрелившим эйрбэгом не происходит.

При этом замененное лобовое стекло – не повод думать об аварийном прошлом машины, т.к. по сути это "расходник", который в некоторых авто меняется ежегодно по причине повреждения камнями.

Камера телефона в помощь

Изучив стекла, переходим к внешнему осмотру машины. Она должна быть чистой и сухой. На грязном или мокром кузове, если осмотр производится в дождливую погоду, можно пропустить огромное количество недочетов. Не помешает взять с собой фонарик – он пригодится при осмотре труднодоступных мест, куда неудобно светить телефоном.

Для начала смотрим, все ли зазоры между соседними элементами одинаковые. Если слева между фарой и крылом можно просунуть палец, а справа только купюру – это ненормально. Когда между дверями с одной стороны зазор в два миллиметра, а с другой – в сантиметр – это тоже ненормально.

Отходим на некоторое расстояние от машины, и смотрим, весь ли кузов одного оттенка. Если красились отдельные элементы и краску подобрали не идеально, будет виден разнотон, который обычно хорошо заметен на светлых автомобилях. В случае неуверенности в собственных глазах, посмотрите на автомобиль через камеру телефона – разница в оттенках, вызывающая у вас сомнения, станет очевидной. 

Разнотон передней и задней частей машины очевиден

Да и в целом делать фотографии на разных этапах осмотра не будет лишним. Потом вы сможете рассмотреть их в спокойной обстановке и обратить внимание на то, что не заметили изначально.

Далее приступаем к внимательному изучению ЛКП с близкого расстояния, даже если при осмотре с расстояния кузов выглядит однотонным. Никто ведь не мешает колористу попасть в цвет, маляру в шагрень, или вообще перекрасить машину полностью. Глядя на ЛКП под разными углами с небольшого расстояния можно рассмотреть различные дефекты, являющиеся свидетельством вторичного окраса: риску от наждачной бумаги, соринки под лаком, кратеры на лаке, просадку грунта, потеки и т.д. 

Риска очевидна

На одних автомобилях, подвергавшихся вторичному окрасу, недочеты на ЛКП найти сложно, на других они могут быть видны с двух метров.

Глаза вместо прибора. Как не купить автохлам, если у вас нет толщиномера

Задача сложнее: попробуйте увидеть на этом фото пяток кратеров на лаке

Не лишним будет осмотреть края элементов, на которых могут остаться заметные дефекты подготовки, особенно если локальный окрас производится без разборки, что затрудняет обработку краев.

На первой фотографии в зазоре видна граница вторичного окраса, на втором – дефект подготовки кромки

Если на этом этапе мы видим, что машина частично или полностью перекрашена, то пока это означает лишь то, что она частично или полностью перекрашена. Вторичные окрасы неприятны, когда автомобилю несколько лет, и в них нет ничего страшного если машине 10-15.

Проемы, кромки и уплотнители

Далее открываем все двери и приступаем к осмотру проемов. Если производится окрас задних крыльев, то, как правило, вторичный слой ЛКП заканчивается в проемах задних дверей. Переход при этом бывает хорошо заметен, особенно когда он находится на изгибе металла, где его заполировать невозможно. А там он чаще всего и находится.

Переход обычно находится у изгиба металла

Также следует осмотреть сами проемы на предмет окраса, граница которого обычно находится под уплотнительной резинкой. Окрашенные проемы – дурной знак, поскольку просто так их не красят. В любом случае, если, конечно, вам позволит это сделать продавец, не лишним будет сдернуть уплотнители и осмотреть точечную сварку. Точки равномерно распределяются по всему проему. Они не должны неожиданно пропадать, а затем появляться вновь – это свидетельство переварки. Если есть сомнения в том, что вы видите – осмотрите такой же проем на другой стороне машины: все должно быть одинаково. Это правило симметрии – запомните его, оно нам еще пригодится.

Точечная сварка в дверном проеме

Ну и коль уж удалось снять уплотнители в дверных проемах – загляните под обшивку потолка, чтобы убедиться в наличии на своих местах оконных подушек безопасности. 

На первой фотографии оконная шторка на месте, на второй срезана

Из передних проемов стоит посмотреть на внутреннюю часть передних крыльев. Там иногда располагаются шумоизоляционные вкладыши, которые в процессе окраса крыльев плохо укрывают и на них попадает напылом краска.

Также осматриваем кромки дверей на предмет поиска границы родного и вторичного слоев ЛКП. Не лишним будет провести по ним пальцем: заводской окрас гладкий, вторичный – шероховатый. Но на старых машинах, где кромки сто раз поцарапаны, тактильные ощущения могут вас обмануть.

При изучении внутренней стороны дверей уделяем внимание слою герметика – он должен быть аккуратным и ровным, хотя дефекты его нанесения иногда встречаются с завода даже на европейских автомобилях. Если герметик нанесен криво, волнами и вызывает сомнения – смотрите, как он лежит на других дверях.

Герметик заводской

Наличие незаводского герметика или его отсутствие говорит о замене двери на неоригинальную. Но ведь никто не запрещает купить и перекрасить оригинальную дверь с разборки. Поэтому внимательно смотрим на крепежные болты. На них не должно быть следов откручивания. Если видны повреждения головок, на петлях заметны следы смещения шайб – это говорит о том, что дверь снималась. А просто чтобы было удобнее красить, двери снимают редко.

Петля без следов демонтажа

Изучаем подкапотное пространство

Под капотом ситуация примерно та же, что и в дверных проемах. Смотрим края крыльев на предмет нахождения границы окраса. Внутренняя часть крыла, которой оно крепится к полке, обычно матовая, поэтому само крыло как правило красится или покрывается лаком до верхней кромки. 

На кромке крыла хорошо видна граница вторичного окраса

Но иногда его красят полностью с внутренней частью. В этом случае также работает правило симметрии: по обеим сторонам все должно быть одинаково. Если одно крыло внутри матовое, второе глянцевое, значит второе окрашено. Также смотрим на крепеж крыльев. Если грани болтов сорваны, присутствуют следы смещения шайб, значит элементы снимались.

Крепежный болт без следов откручивания

Все аналогично и с крышкой капота. Ищем переход на кромке, изучаем герметик, крепеж. Само собой, петли должны быть того же цвета, что и кузов автомобиля. 

Глаза вместо прибора. Как не купить автохлам, если у вас нет толщиномера

В данном случае болты не откручивались

Доводилось видеть и машины, у которых одна из петель была другого цвета. Понятно, что родная была повреждена в ДТП, но хоть бы покрасили установленную взамен. 

А здесь следы демонтажа налицо: грани болтов сорваны, видно первоначальное положение петли

Не лишним будет заглянуть в технологические отверстия, чтобы посмотреть на цвет внутренней стороны капота (да и крыльев тоже).

Если капот снаружи красный, то и внутри он должен быть красным, а не синим или серебристым

В реальности при осмотре чаще всего первыми в глаза бросаются именно сорванные болты и смещенные шайбы. Но обычно элементы снимаются в случае значительных повреждений. Если вы видите, что крыло или капот окрашены, а признаков их демонтажа нет, это вероятнее всего свидетельствует о том, что окрас исключительно косметический и не является следствием ремонта после сильного удара.

Что же может свидетельствовать о последствиях аварии? Из наиболее очевидного и доступного для осмотра – крепления фар. Они должны быть целыми, без следов пайки. 

Крепление фары аккуратно отремонтировано с помощью металлической пластины и винтов

Впрочем, поврежденные фары легко поменять, поэтому следует изучить их маркировку и убедиться, что их год выпуска совпадает с годом выпуска автомобиля. Как и в случае со стеклами, если машина выпущена в начале года, фары могут быть произведены в конце предыдущего.

Раз уж заговорили о маркировке, не лишним будет посмотреть на дату выпуска других элементов, находящихся в доступе. Если наклеек нет, то маркировка, как правило, нанесена в виде выгравированного круга, в центре которого указан год выпуска, а по внешнему радиусу располагаются месяцы.

Серьезного разнобоя быть не должно. Если есть разбежка в годах, то надо разбираться, какие детали и почему менялись. Ну а если год производства всех возможных элементов совпадает между собой, но не соответствует заявленному году выпуска автомобиля, от такой машины нужно бежать без оглядки, т.к. с большой вероятностью она криминальная. Впрочем, это скорее российская история.

Переходим к осмотру силовых элементов. Лонжероны, полки крыльев, "телевизор" и так далее не должны иметь видимых повреждений, загибов, сколов краски и уж тем более сварных швов. Любые заметные недочеты – повод насторожиться. И снова вспоминаем про симметрию: если какой-то элемент с одной стороны вызывает вопросы, смотрим такой же с другой. 

Погнутый и сваренный лонжерон

В багажнике все просто

Проще всего изучать багажник. Его крышку смотрим по аналогии с дверями и капотом. Также обращаем внимание на крепеж, чтобы понять, снималась крышка или нет. 

Петля крепления пятой двери без следов демонтажа

В проеме багажника хорошо виден нахлест панелей и точечная сварка. Точки должны быть на месте, их расположение с обеих сторон одинаковое. 

Однажды довелось видеть кроссовер, у которого поврежденный разошедшийся после сильного удара стык панелей никто не удосужился отремонтировать. Он представлял собой щель шириной в полсантиметра. Жаль, не сфотографировал. А ведь кто-то его купил, хотя там было все настолько криво, что крышка багажника закрывалась с пятого раза после танцев с бубном.

Нахлест панелей и точечная сварка

После осмотра проема поднимаем фальшпол и осматриваем пол и корыто под запасное колесо. На металле не должно быть изгибов и заломов. 

Оригинальное состояние пола багажника

Излюбленный прием маскировки дефектов в этой части – приклеивание виброизоляции. Не стоит верить в рассказы о том, что продавец наклеил "вибру", чтобы уменьшить шумы, если при этом не сделана шумоизоляция других элементов автомобиля.

На первом фото герметик, вероятно, скрывающий под собой сварной шов, на втором видны повреждения пола в правой части багажника 

Наконец, если по бокам обшивки багажника есть крышки, либо ее можно отогнуть – полезно будет осмотреть внутренние части задних крыльев. Само собой, там все должно быть ровно.

Сварной шов на колесной арке в одном автомобиле и видимые изнутри повреждения заднего крыла в другом

Наш вердикт

В визуальном осмотре кузова нет ничего сложного, но требуется определенный опыт. Тренироваться можно, осматривая машины друзей, знакомых, родственников. А еще лучше отправиться на комиссионную площадку, например, на Борисовский тракт, где представлено огромное количество учебных пособий. Причем качество окраса некоторых из них такое, что "косяки" видны даже из окон близлежащего бизнес-центра.

Если кузовной ремонт сделан плохо – он будет очевиден и человеку без богатого опыта осмотров авто. Треснувшая шпатлевка, вылепленные из нее же арки, напылы краски на подкрылки при ремонте крыльев – все это хорошо заметно, если, конечно, вы не видите перед собой автомобиль впервые в жизни. 

Ну а если ремонт сделан хорошо, не является следствием серьезного ДТП и отмечаются лишь локальные косметические окрасы – ничего плохого в этом нет. И чем старше машина, тем больше этих окрасов. Даже трех-пятилетние машины зачастую пригоняются из Европы с несколькими окрашенными элементами.

Просто приходишь и покупаешь. Новые машины в базе объявлений Автобизнеса

Источник