«Гелик» на минималках? Как в СССР хотели выпускать английский внедорожник-«конструктор»

Помните, с чего начиналась история Geely в Беларуси? Это сейчас производство разрослось и стало крупным предприятием, хотя в масштабах истории еще совсем недавно все было не более чем отверточной сборкой.

Подобная практика – вполне обыденное явление не для одного предприятия. Тем интереснее вспомнить, как по похожему плану еще в СССР начался выпуск автомобиля с гордым именем Ranger. Правда, в этой истории все сложилось не так хорошо.

План надежный, как швейцарские часы

В 1988-м на конференции в Елабуге зародилась идея о создании предприятия для выпуска народного автомобиля. О средствах государства речи не шло – проект должен был быть реализован за средства пайщиков. Желающие могли бы "скинуться" или участвовать в нем посильно. Так появилась Ассоциация "Автокам", куда входило порядка сорока предприятий.

Желание производить авто присутствовало у всех, но на полноценный запуск производства требовались огромные средства и приличное количество времени. И здесь на помощь пришла отверточная сборка – лучший вариант для начала работы. Что же можно собирать?

Выбор "Автокама" пал на автомобиль под именем Ranger. Его концепция появилась несколькими годами ранее в Англии. Два брата основали компанию Rickman, чтобы выйти на рынок с кит-карами: покупатели могли бы сэкономить на покупке авто, а производство именно комплектов для сборки наладить заметно проще, чем делать полноценный автомобиль. Вроде бы все должны были быть довольны.

В случае с Rickman Ranger кит-кар был в "минимальной комплектации". В нее входили рама, кузов и стекла, а все остальное будущий автовладелец должен был отыскать самостоятельно. Предполагалось, что основой для сборки станут старые автомобили Ford, которым можно было продлить жизнь таким способом.

В Rickman настолько верили в эту идею, что в начале 1990-х предлагали пять вариантов кузова. В "Автокаме" остановились на Ranger, после чего с помпой презентовали свою идею на всю страну. Будущее виделось великим: планировалось выпускать 20 тыс. автомобилей в год, а в дальнейшем объем мог быть увеличен даже до 100 тысяч.

План был надежный, как швейцарские часы: поставить закупку и сборку машинокомплектов из Англии на поток. Договор предусматривал, что 70% собранных автомобилей будет отправляться обратно в Англию, однако "Автокам" устраивали даже такие условия.

Плохо почти все

Сборка началась. "Автокам Ranger" представлял собой довольно спорный автомобиль. Из очевидных плюсов можно выделить раму и стеклопластиковый кузов, что в наших реалиях обещало служить долго и беспроблемно.

В остальном же – ничего интересного. Автомобиль выглядел как джип, но привод при этом был исключительно задний. Выбор двигателей какой-никакой, но имелся: покупатели могли выбирать между двигателями Ford объемом от 1,6 до 2 литров. Агрегаты были исключительно бензиновыми, коробка передач – предсказуемо механической. Спереди устанавливались дисковые тормоза и подвеска McPherson, сзади – уже барабанные тормоза в сочетании с рессорами. Ожидать чего-то другого от автомобиля, который, по сути, строится из того, что есть, было бы странно.

Но даже в таком виде развития не случилось. Развал СССР и непорядочность поставщика машинокомплектов привели к тому, что за год было собрано всего 50 автомобилей. Контракт предполагал поставку тысячи машинокомплектов, но оставшиеся "киты" до "Автокама" так никогда и не доехали. Поставщик скрылся за горизонтом, оставив предприятие ни с чем. Говорят, виновные в Англии даже предстали перед судом и получили сроки, но возврату средств это никак не способствовало.

Более того, даже постановленные в страну машинокомплекты были вовсе не того качества, которого можно было ожидать. Вот как выглядят "Замечания по конструкции автомобиля, его узлов и качеству комплектующих". С автомобилем было плохо почти все.

О локализации производства в "Автокаме" задумывались еще в самом начале проекта, однако произошедшие события буквально вынудили форсировать происходящее. Создание матриц и затем уже кузовов по ним особо сложной задачей не было. Но автомобиль – это не только кузов. Возможно, в будущем можно было бы рассчитывать на запчасти Ford, но на первых порах приходилось обходиться тем, что есть, а под рукой были запчасти от ВАЗ, УАЗ, ИЖ и "москвича".

От мечты до списания

Пусть со скрипом, но производство было запущено вновь. "Автокам-2160" даже прошел необходимые испытания и получил документы. Но ничего из этого не помогло ускорить производство. К 1993 году было выпущено еще 50 Ranger, дело вновь застопорилось. К этому моменту участники ассоциации успели переругаться, сборочные площадки менялись. Был ли просвет в будущем? В теории все могло заработать, но на практике из-за смены руководства и общей неразберихи Ranger планы о выпуске 20 тыс. авто в год выглядели скорее несбыточной мечтой.

Во второй половине 1990-х на базе Ranger пытались освоить выпуск даже полноприводной версии авто на агрегатах ВАЗ-2121, но по каким-то причинам опыт предыдущих лет повторился очередной раз. Последний экземпляр был собран в 1999 году, после чего Ranger окончательно "списали". По различным оценкам всего за годы производства было выпущено от 100 до 1000 автомобилей.

Развитие проекта в существовавшем формате вряд ли было возможно, тем более когда на рынке появились куда более интересные модели. Но и списывать Ranger со счетов тоже неправильно: это были совсем другие времена, когда каждый выживал как мог. Возможно, именно поэтому машины до сих пор эксплуатируются и "оживляются" отдельными энтузиастами – автомобиль изначально был "конструктором", а потому трудно отказать себе в удовольствии поиграть в него самостоятельно.

Geely в базе объявлений Автобизнеса

Источник