Столица постепенно лишается бесплатных парковок в пользу платных. Их работа организована по-разному, а тарифы отнюдь не едины — в общем, есть нюансы. А еще многие автомобилисты предпочитают не платить.
Платная парковка как регулятор
Как утверждают эксперты, введение платы увеличивает доступность стояночных мест. Бесплатное может быть занято одним автомобилем целый день, но если ввести за него плату, ставить будут только по потребности и на более короткое время — в итоге за тот же день этим местом смогут воспользоваться несколько автомобилистов. Стоянка становится платной, зато и места на ней есть.
Логика в этом, безусловно, присутствует. Вот только проблема в том, что работать она будет в комплексе со всеми решениями. Взять пресловутую проблему забитых чужим транспортам дворов при полупустых платных парковках и паркингах. Или же коснуться вопроса эффективности системы контроля оплаты. Но об этом ниже.
Мы же решили проехать в будний день по центру столицы и посмотреть, где, за какие деньги и насколько быстро можно оставить на стоянке свой автомобиль.
Под шлагбаум
Вообще в Минске применяется несколько типов стоянок. Классические — закрытого типа: въезд на территорию через шлагбаум, выезд через другой. Их не так много, как раньше, но они все еще есть, например, на площади Якуба Коласа.
Вместо паркменов — паркоматы. И стоимость — 2 рубля в час, что в два раза больше, чем в среднем по городу на открытых стоянках.
Впрочем, на парковках в границах площади Свободы, улиц Максима Богдановича, Интернациональной и Зыбицкой тариф еще выше: первый час обойдется аж в 5 рублей, каждый последующий будет стоить 2 рубля. Зато свободные парковочные места есть практически всегда.
Кстати, стоянки в Верхнем городе — это скорее парковочные зоны, но с контролем въезда-выезда, что гарантирует плату за пользование (не взял талончик — въездной шлагбаум не поднимется, не оплатил через паркомат — выехать не получится).
Любопытно, что в день подготовки репортажа въезд на Зыбицкую был бесплатным: все шлагбаумы подняты.
Бесплатной по факту оказалась и парковка у Дворца спорта. Хотя там вообще какое-то недоразумение: знаки и информационный щит есть, но шлагбаумов нет, терминал не работает, а замысловатая схема движения не соблюдается. Вольница, одним словом.
Зона под контролем
Еще больше вопросов возникает по поводу стоянки в местном проезде вдоль проспекта Независимости рядом с часовым заводом "Луч" (пр-т Независимости, 95).
На въезде встречают открытые шлагбаумы. При этом щит слева возвещает о том, что стоимость круглосуточной стоянки — 2 рубля в час.
В то же время информационный щит справа говорит о том, что плата взимается только с 9 до 18 часов в рабочие дни, а тариф — 1 рубль в час. Такое вот противоречие. По нашим данным, старая закрытая парковка заменена на новую — открытого типа. Но толком эта информация до водителей не доведена.
На улице Толбухина такое же "двоевластие": стоят старые желтые паркоматы прежней парковочной системы, которые сейчас отключены, но новые щиты информируют о том, что зона все-таки платная.
Такие парковки открытого типа сейчас повсеместно применяются по всему городу, особенно активно они внедряются внутри второго транспортного кольца. Эти зоны обозначаются информационными щитами, где указано время работы в платном режиме (будние дни с 9 до 18 или 20 часов), тариф (1 рубль в час) и способы оплаты. Водитель может отправить SMS, USSD-запрос, использовать систему электронных платежей или же специальное приложение.
Вдоль таких парковок ходят контролеры, которые с помощью планшетов "пробивают" "номера" машин и получают информацию о том, есть ли оплата. Если ее нет, паркмены выписывают "желтую карточку". Что дальше? Контролер не может заставить водителя заплатить за стоянку, а выписанный бланк не является квитанцией о штрафе, поэтому многие водители просто отправляют желтые бумажки в мусор и уезжают, не заплатив.
В свое время руководство организации "Парковки столицы" признало, что лишь половина водителей оплачивает парковку. Конечно, впоследствии предприятие может обратиться с исковым заявлением к владельцу транспортного средства (водителю) в суд. Но на сегодня такие случаи немногочисленны и касаются лишь самых злостных неплательщиков.
И, конечно, паркинги
На улице Гикало платная зона открытого типа (одна из первых в столице) дополнена парковкой закрытого типа (совершенно пустой, кстати) и большой огороженной стоянкой с довольно гибким ценообразованием.
Паркинг торгового центра "Силуэт" — из числа недешевых: первый час — 3 рубля, остальные — по 50 копеек. Но и с местами проблем обычно нет.
А вот в районе Комаровки преобладают многоэтажные паркинги. Типичное ценообразование — 2 рубля за первый час и 30 копеек за последующие.
Впрочем, не менее типична и картина на улице Кульман: хаотичная парковка в два ряда. Раньше стоянка там вообще была запрещена, теперь оформлена платная зона, но, судя по всему, мало кто утруждает себя оплатой (см. выше) и вообще соблюдением ПДД.
Что в итоге?
Скажем прямо, в столице можно оставить машину очень дорого (как в Верхнем городе), просто дорого (как на закрытых стоянках и некоторых паркингах) или же совершенно бесплатно — на открытых парковочных зонах или в близлежащих дворах. В первом случае вы при худшем раскладе получите "желтую карточку" и весьма туманные перспективы иска, во втором — имеете некоторую вероятность нарваться на штраф. Надо ли удивляться, что многие водители готовы "рискнуть"?
В итоге со стороны все выглядит таким образом, что идея о регулирующей функции платных парковок в центральной части города работает так себе. Одни платят, другие нет — и стройно система не работает. Дворы по-прежнему забиты "чужими" машинами, мест на самых востребованных стоянках все так же не хватает. Впрочем, это лишь наши наблюдения. Тему городских стоянок еще продолжим, в том числе и на экспертном уровне. Следите за сайтом!
Всегда есть куда поставить автомобиль. Гаражи и машиноместа в базе объявлений Автобизнеса