Газомоторные тракторы BELARUS для России будут вот такими. Что они могут

Минский тракторный завод совместно с компанией "РариТЭК" создаст в Татарстане производство по выпуску тракторов BELARUS, работающих на газомоторном топливе. В первой партии будет 250 метановых BELARUS-1221.3.

Тракторы BELARUS все-таки переходят с солярки на природный газ! Поиски подходящей компоновки, которая бы обеспечила тракторам не только достаточную автономность (продолжительность работы без дозаправки), но и приемлемую устойчивость в полях и на бездорожье, были долгими и сложными. И вот, похоже, решение найдено!

На Минском тракторном заводе в ответ на призыв активно внедрять природный газ в агропромышленном комплексе РФ в середине 2010-х годов перепробовали несколько вариантов. Начинали с газодизельных моторов, работающих с использованием 30% дизельного топлива (запальная доза) и 70% природного газа. 

В составе трактора BELARUS-1221.2 испытывали газодизельный двигатель Минского моторного завода модели Д-260.2-846 мощностью 123 лошадиные силы. Он обеспечивал расход дизтоплива 21 кг/ч в дизельном режиме и всего 6,3 кг/ч – в газодизельном. Уменьшение стоимости топлива благодаря частичной замене солярки природным газом на тот момент достигало 70%. При этом заправочные объемы у такого трактора составляли: дизельное топливо – 140 л, сжатый метан – 650 л. Было установлено пять баллонов, три из них пришлось водрузить на кабину, в результате центр тяжести машины сместился вверх – это создало проблемы с устойчивостью.

На тракторе BELARUS-82.1ГД с 81-сильным газодизельным двигателем ММЗ ГД-243 четыре баллона с КПГ расположили вокруг кабины, но их общая емкость составила всего 400 л, что оказалось маловато.

Были попытки перевести на компримированный природный газ промышленный BELARUS-92П и малогабаритный BELARUS-320.4M. Но у них баллоны можно было разместить только на крыше, при этом запас метана был недостаточным для эффективной работы.

В 2018 году компания "РариТЭК" из Набережных Челнов разработала газомоторную версию трактора BELARUS-1221.2, работавшую на сжиженном природном газе. В данном случае был применен 140-сильный 4-цилиндровый двигатель МТ05.15-50 с турбонаддувом.

Это был шаг вперед. Основной объем топлива – 116 куб.м сжиженного метана – размещался в одном единственном 198-литровом криобаке, который крепился за кабиной. Правда, был еще и небольшой (67-литровый) маневровый баллон для компримированного природного газа. Он был закреплен с правой стороны в пределах колесной базы. Номинальный расход газа у этой модели составлял 16 куб.м/ч – теоретически запаса топлива могло хватить на 7 часов работы.

Компания "РариТЭК" продолжила поиски оптимальной компоновки газомоторного трактора и в итоге пришла вот к такому решению, взяв за основу все тот же проверенный BELARUS-1221 и применив новый 130-сильный газопоршневой двигатель MMZ-262 CNG/LNG, разработанный совместно с Минским моторным заводом.

Основной объем газа – 90 куб.м сжатого метана – размещается в съемном топливном модуле с четырьмя 100-литровыми баллонами на передней навеске. Дополнительный объем газа – 76 кг сжиженного метана – в 240-литровом криобаке за кабиной. Предусмотрен и маневровый 47-литровый баллон (еще 10 куб.м газа). Сообщается, что время работы на полностью заправленном модуле КПГ при номинальной нагрузке составит 6 моточасов. Столько же трактор отработает при полностью заправленном криобаке.

Впрочем, возможны варианты. Трактор может работать и только на КПГ без установки криобака.

При необходимости съемный топливный модуль с КПГ-баллонами можно закрепить и на задней навеске.

Заправка топливом может производиться в полевых условиях с помощью мобильных газовых заправщиков – "РариТЭК" выпускает несколько моделей.

Такой трактор под индексом "БЕЛАРУС 1221.3 MMZ-262" будет изготавливаться в Набережных Челнах. Как сообщили Автобизнесу в пресс-службе ОАО "МТЗ", достигнута договоренность о поставке из Минска в адрес "РариТЭК" до февраля 2023 года 250 тракторокомплектов.

Готовится к сертификационным испытаниям в России и более мощный трактор – "БЕЛАРУС 2022.3 MMZ-262". Он будет комплектоваться тем же газопоршневым двигателем MMZ-262 CNG/LNG, но "перепрошитым" до мощности 212 лошадиных сил.

Такой трактор предполагается оснащать тем же модулем КПГ на 90 куб.м сжатого метана. А вот криобак будет установлен меньшего объема – 130-литровый. В нем разместится 45 кг сжиженного метана. Маневровый баллон – 40-литровый (на 8 куб.м газа).

Обе модели газовых тракторов в первую очередь ориентированы на российского потребителя. Но рынок РФ для МТЗ и ММЗ был и остается основным.

Источник