Универсал Skoda Octavia Combi празднует 25-летие – современная история автомобиля, сменившего три поколения, ведет отсчет с 1997 года, хотя модель с таким названием чехи выпускали и раньше. По этому случаю Автобизнес предлагает не только вспомнить про "юбилейную" машину, но и совершить небольшой исторический экскурс, посвященный универсалам Skoda.
Начало начал
Универсалы с давних пор играют важную роль в модельном ряду чешского бренда. Еще в 1930-х гг. на базе модели Popular выпускались фургоны с внушительной для своего размера и класса грузоподъемностью 300 кг.
Их использовали в своих автопарках такие известные компании, как обувная фабрика Bat’a и сеть кофеен Julius Meinl.
После окончания Второй мировой войны была разработана грузопассажирская модификация модели 1101/1102 Tudor, обозначаемая приставкой STW (Station Wagon). Автомобиль, который уже прямо обозначался как универсал, отличался удобной системой трансформации салона. Сложив задние сиденья, можно было получить грузовое пространство длиной 1490 мм и шириной 980-1380 мм.
Весной 1953 года Skoda начала выпуск универсала 1200 STW с цельнометаллическим кузовом, в котором доступ к задним сиденьям осуществлялся через единственную дверь с правой стороны. Модернизированная версия 1201 STW производилась до октября 1961-го и была заменена моделью 1202 STW, которая продержалась на конвейере до 1973 года.
Octavia Combi, да не та
Самой известной моделью Skoda с кузовом универсал в социалистические времена стала Octavia Combi, производство которой началось летом 1961-го. Разработанный под руководством главного инженера Skoda Владимира Матуша автомобиль располагал рамной конструкцией и независимыми подвесками спереди и сзади. Словом Combi чешская марка обозначает универсалы и в наши дни.
При своих компактных внешних размерах (длина 4,06 м и ширина 1,6 м) Octavia Combi вмещала пятерых взрослых, объем багажника варьировался от 690 до 1050 л со сложенными задними сиденьями. Также в салоне можно было организовать спальные места, сложив спинки передних кресел почти в горизонтальное положение, на одном уровне с задними сиденьями – в свою очередь их спинки можно было снять и использовать в качестве подушки.
С 1961 года по декабрь 1971-го на заводе в Квасинах было выпущено 54.086 экземпляров Octavia Combi. "Социалистический" универсал пользовался спросом как в самой Чехословакии, так и за ее пределами. Так, в 1966 году более 70% всех произведенных Octavia Combi было отправлено на экспорт, в том числе Великобританию, Норвегию и Австралию.
И двигатель, и багажник сзади
В середине 1960-х Skoda выпустила модель 1000 MB, которая стала первым в истории компании серийным автомобилем с несущим кузовом. Двигатель, следуя технической моде тех лет, располагался сзади. Основным типом кузова был четырехдверный седан, но мало кто знает, что в единственном экземпляре был построен универсал Type 990 Hajaja ("Гайайа" – герой вечерней радиопрограммы, которую чешские дети в те годы слушали перед сном).
Инженерам предстояло разместить двигатель под полом в задней части кузова так, чтобы осталось место для полноценного багажного отделения (еще один багажник находился спереди). Грузоподъемность прототипа составляла 380 кг (включая вес находящихся в машине людей) при снаряженной массе всего 811,5 кг. 988-кубовая "четверка" (42 л.с.) разгоняла 4,15-метровый универсал до 115 км/ч, а расход топлива при средней скорости 74 км/ч по итогам испытаний составил 7,6 л / 100 км.
Универсал Type 990 Hajaja появился в феврале 1963-го, но в серию так и не пошел. Недостатки универсала следовали из заднемоторной компоновки: из-за ограниченного пространства мотор был склонен к перегреву (несмотря на жидкостное охлаждение), а его расположение затрудняло техническое обслуживание и ремонт. В наши дни этот уникальный автомобиль находится в заводском музее Skoda в Млада-Болеславе.
Наше время
Что касается серийных универсалов, то после окончания выпуска Octavia Combi в 1971 году в модельный ряд Skoda они вернулись лишь спустя два десятка лет. В 1990-м, за год до вхождения чешской компании в состав Volkswagen, стартовало производство Forman – переднеприводного универсала на базе хэтчбека Favorit.
Над внешностью машины работали дизайнеры итальянской студии Bertone. В длину Forman достигал 4,21 м, багажник вмещал от 400 до 1300 л, а на конвейере продержался до 1995 года – всего было выпущено немногим более 211.000 единиц авто.
В 1995-м на смену Forman пришла Felicia Combi, тираж которой за все годы выпуска (до 2001 г.) составил без малого 352.000 автомобилей. Она обеспечивала еще более высокий уровень качества и безопасности, а моторная гамма включала 1,6-литровый MPI, который развивал 75 л.с.
Felicia Combi заменили универсалом Fabia, который был презентован на Парижском автошоу 2000 года и с тех пор успел сменить три поколения – общий тираж произведенных Fabia Combi составляет около 1,5 миллиона экземпляров. С 2021 года Fabia выпускается уже в четвертом поколении и только в кузове хэтчбек – Skoda постепенно сокращает гамму традиционных моделей с ДВС, форсируя разработку "паркетников" и электромобилей. Стоит упомянуть и флагманский универсал Superb Combi, дебют которого состоялся осенью 2009-го на автошоу IAA во Франкфурте.
Та самая Octavia Combi
Но вернемся в 1997 год, когда в компании снова решили использовать старое доброе имя Octavia Combi. Четверть века назад на Франкфуртском автосалоне был представлен предсерийный прототип универсала Octavia Combi первого современного поколения, который, как и исходный лифтбек, был целиком разработан уже в составе концерна Volkswagen на новейшей на то время платформе A4/PQ34.
Над обликом возрожденной Octavia работала команда дизайнеров под началом бельгийца Дирка ван Брекеля, используя систему автоматизированного проектирования (CAD). Производство Octavia Combi началось в феврале 1998 года на модернизированном заводе в Млада-Болеслава, а в марте в рамках автосалона в Женеве серийный универсал показали широкой публике, вскоре после чего автомобиль появился в открытой продаже.
Колесная база у 4,5-метрового универсала составляла те же 2,51 м, что и у лифтбека, но грузопассажирская Octavia была на 6 мм длиннее и на 26 мм выше. Весил универсал на 15-30 кг больше (в зависимости от оснащения) и располагал более вместительным багажником (от 548 до 1512 л при сложенных задних сиденьях).
В первый год присутствия на рынке на универсал приходилось 15% всех продаж Octavia, в следующем году речь шла о 36,7%, а в 2001-м доля Octavia Combi составила уже 40,5%.
В сентябре 2004 года дебютировала Octavia Combi второго поколения, а в марте 2013-го был представлен универсал третьей генерации. В ноябре 2019 года состоялась премьера модели четвертого поколения – в настоящее время в Европе на версию Combi приходится более половины продаж Octavia.
Открыл, загрузил, потащил. Универсалы в базе объявлений Автобизнеса