В автомобильном мире всегда было принято чем-нибудь мериться: расходом топлива, количеством опций, стоимостью обслуживания, в конце концов скоростью. На какие только ухищрения не шли желающие установить рекорды!
На несколько шагов впереди
О компании Baker Motor Vehicle Company сегодня мало кто помнит: с момент ее триумфа прошло уже более 100 лет. А ведь когда-то она была "Теслой" своего времени. Правда, не совсем удачной.
Ее основатель Уолтер Бэйкер, будучи инженером и предпринимателем, еще в конце 1890-х заработал целое состояние на производстве подшипников для всего, что только можно. На этом он решил не останавливаться и обратил внимание на электромобили. Звучит необычно, поскольку в то время и обычные авто были далеки от совершенства. Но каким-то образом Бэйкер всегда мыслил на несколько шагов вперед.
Так, одну из его первых моделей купил не просто богатый фанат транспорта, а Томас Эдисон – тот самый, которому мир обязан появлением и распространением ламп накаливания. Еще тогда Эдисон отметил, что электрические авто однажды вытеснят все остальные типы транспортных средств. Это "однажды" не наступило ни тогда, ни сейчас, но утверждение во многом звучит правдиво.
Бэйкер задался целью не просто наладить выпуск классных электромобилей, но и сделать это с максимальным размахом. Он также осознавал ценность рекламы, потому все идеи в итоге сошлись к одной главной: построить быстрый и необычный для того времени электромобиль. Он также хотел доказать, что электромобили могут быть достаточно производительными, вопреки всем слухам и домыслам. Обладая неплохим состоянием, он принялся за постройку авто.
Так появился Torpedo 1902 года. Поскольку бороться с сопротивлением воздуха слишком затратно, в Torpedo влияние этого фактора на скорость было снижено за счет формы кузова. Тогда никто не замерял коэффициент аэродинамического сопротивления, но на фоне авто тех лет нетрудно догадаться, что у конкурентов дела с этим обстояли примерно никак.
При этом в Torpedo нашлось место даже для пассажира. Что еще удивительнее, в авто были предусмотрены пусть и несовершенные, но все же ремни безопасности! Еще одна необычная деталь – руль, ведь в те времена управление румпелем также считалось нормой. Приводить машину в движение должен был электродвигатель мощностью 14 л.с., который питался от 11 аккумуляторов.
Рекорд есть (но это не точно)
Дебют Torpedo состоялся в мае 1902 года – испытание проходило на дорогах общего пользования. Бэйкер решил сам сесть за руль, а на второе место усадил своего механика и главного электрика. Ничто не предвещало беды: всего лишь нужно было один километр проехать как можно быстрее – на полноценную милю аккумуляторов вряд ли хватило бы.
Но все пошло не по плану. После 70 миль/ч (это 112 км/ч) на трамвайных путях Бэйкер потерял управления. Неудачное резкое торможение привело к тому, что машина вылетела с дороги и въехала в толпу зрителей.
Информация о количестве пострадавших и погибших сегодня разнится, но по большому счету не имеет особой ценности: так или иначе были и те и другие, поскольку скорость для столкновения была критической. Бэйкер и его напарник не пострадали. Их задержала полиция, но после небольшого разбирательства отпустила на свободу: не выйди пострадавшие за защитные барьеры, все могло бы обойтись. Рекорд скорости вроде бы был установлен, но из-за аварии носил неофициальный характер и был не очень точным. Одни источники говорят о 100 милях в час, другие более сдержанно сообщают о превышении 75 миль/ч (120 км/ч).
Решающая попытка
Неудача не смогла заставить Бэйкера отказаться от своих планов. Он не только восстановил Torpedo, чтобы участвовать на нем в гонках, но и построил еще два авто – они были одноместными и получили название Torpedo Kid. Обтекаемый приземистый автомобиль заметно выделяется на снимке, будто попал туда из будущего.
Бэйкер представил Torpedo Kids в 1903 году на специальном мероприятии для электромобилей. Во время гонок вновь произошла авария: столкнувшись с другим авто, Torpedo Kid снова влетел в зрителей. В этот раз обошлось без печальных последствий, но Бэйкер решил прекратить участие в подобных мероприятиях, пока аварии со зрителями окончательно не стали нормой.
Какое-то время он все еще надеялся установить рекорд и даже озвучил планы на 120 миль/ч, но позже от идеи отказался, признав, что просто не хватает храбрости, чтобы разъезжать на таких скоростях. Учитывая конструкцию авто и несовершенство тех же шин, решение не было лишено смысла.
В конечном итоге Бэйкер добился своего и без рекордов. В 1904 году в модельном ряду компании было два автомобиля, а в 1907-м – уже семнадцать. В 1906 году Baker и вовсе был признан крупнейшим производителем электромобилей – за год было выпущено 800 штук.
Но компании не суждено было закрепиться на рынке так, как это сделали производители традиционных авто: вдоволь наигравшись, Бэйкер в конечном итоге вышел на пенсию и посвящал время уже совсем другим вещами. Время электромобилей не спешило наступать.
Не для рекордов, а для жизни. Электромобили в базе объявлений Автобизнеса