Драйверский, ресурсный, главное – найти «живой». Как выбрать правильный BMW E46

Именно это поколение "тройки" сейчас наиболее интересно для тех, кто не теряет надежд найти недорогой, но еще достаточно "живой" BMW: цены на сами автомобили и запчасти можно считать демократичными, а большинство агрегатов – надежными. И все же ухо надо держать востро… 

История

Самый большой враг этого поколения – время, ведь даже самым свежим экземплярам уже как минимум 15 лет. Вообще, говоря о периоде производства Е46, надо учитывать, о каком типе кузова идет речь. Ведь седан выпускали с 1998 по 2005 гг., универсал – в 1999-2006 гг., купе – с 1999 по 2006 гг., а кабриолет и вовсе в 2000-2007 годах. Ну а меньше всего продержался Compact – 2001-2004 гг.

Полноприводные версии 325xi, 330xi и 330dxi появились в 2000-м. Рестайлинг седана и универсала был проведен осенью 2001-го, остальных версий – весной 2003-го. Проще всего модернизированные машины узнать по изменившейся оптике. Впрочем, куда важнее не косметические изменения в дизайне, а то, что был доработан кузов (об этом чуть ниже), появились новые 4-цилиндровые моторы N-серии, была перенастроена подвеска, а с марта 2003-го вместо 5-ступенчатой МКПП дизельные версии получили 6-ступенчатую коробку.

Рынок

Если отбросить самые крайние по стоимости предложения, то получим диапазон цен от 3000$ до 7000$. Причем год выпуска особого значения не имеет – куда принципиальнее заявленное состояние, а также вариант исполнения. В цене – дизельные версии (1/3 всех вариантов) или 6-цилиндровые бензиновые. Примерно каждый третий автомобиль – с "автоматом", и это как раз преимущественно мощные модификации.

А вот тип кузова вроде как не особо важен: не сказать, что купе или универсалы дороже превалирующих по числу предложений седанов (примерно 2/3 всех предложений), разве что 3-дверный Compact предлагается чуть дешевле, но учитываем, что там обычно проще и моторы, и уровень оснащения.

Кузов и салон

О том, что кузов Е46 охотно "цветет", известно давно. Разумеется, автомобили становятся старше, с увеличением возраста и снижением цены меняется и типичный владелец таких машин: если не говорим про кабриолеты или M3, то, скорее всего, "тройками" этого поколения владеют уже не столь обеспеченные люди, соответственно им сложнее поддерживать в отличном состоянии кузов и все остальное.

Видимая невооруженным глазом коррозия на арках, порогах, капоте, крышке багажника – типичная картина для наиболее возрастных или просто не очень ухоженных Е46. Конечно, кузовные б/у детали на Е46 сейчас стоят недорого, проблема в том, что они обычно не намного лучше по состоянию. Плюс коррозией, как правило, поражены и силовые элементы. На этом фоне потускневший хром или затертый пластик фар – сущие мелочи.

Впрочем, главная проблема даже не в "рыжей чуме". Довольно быстро выяснилось, что "тройки" первых лет выпуска имеют недостаточно прочные передние стаканы и точки крепления заднего подрамника к кузову – доходило до трещин и даже срыва заднего моста у активных водителей. Во время модернизации эти места были усилены, но на мощных версиях при соответствующей езде они могут не выдержать и на рестайлинговых машинах. Так что при осмотре этим местам – особое внимание и консультация специалистов.

Драйверский, ресурсный, главное – найти "живой". Как выбрать правильный BMW E46

Салон у BMW уютный, но его сложно назвать просторным, особенно для задних пассажиров. Объем багажника (440 л у седана, 435 л у универсала) нельзя назвать выдающимся для автомобиля среднего класса. Материалы отделки зависят от выбранной первым владельцем комплектации и опций, и это во многом влияет на ощущения от салона "тройки".

Но с возрастом высокотехнологичная "начинка" может преподнести неприятные сюрпризы. Довольно часто встречаются неисправности климат-контроля и центрального замка, выходят из строя электроприводы, в целом по электрике может возникать немало вопросов. Если не хотите, чтобы приведение в порядок машины вышло за ваш счет, не пожалейте времени и денег на тщательную диагностику электрооборудования.

И не забудьте сразу же уточнить у продавца, сколько ключей имеется в наличии. Если больше одного – проверьте "резервные": будет ли от них заводиться автомобиль? Далее возьмите за правило попеременно пользоваться всеми ключами: питание у них от аккумулятора, он подзаряжается, когда ключ находится в замке зажигания. Соответственно, если долго не пользоваться ключом, батарея садится, что может привести к проблемам. 

Двигатели

Они по большей части как раз "старые добрые", то есть достаточно надежные и ремонтопригодные, хотя и не без недостатков. Например, начальные версии со старта продаж оснащались 1,9-литровым двигателем M43, который лишен серьезных проблем, но может портить настроение по мелочам. Главное, что все "болячки" известны, а ремонт недорогой. Но таких машин на рынке немного, ведь уже с 2001 года на "тройку" стали устанавливать двигатели N-серии объемом 1,6, 1,8 и 2,0 л, которые и капризнее, и сложнее, и в целом дороже в эксплуатации.

Драйверский, ресурсный, главное – найти "живой". Как выбрать правильный BMW E46

Но если уж платить, то хотя бы за удовольствие за рулем, а его дарят 6-цилиндровые версии. Так что лучше отдать предпочтение моторам М52 (на автомобилях до 2000 г.) или М54 – они и динамикой порадуют, и в части надежности/ремонтопригодности по нынешним меркам выглядят очень неплохо.

Проблема опять же в возрасте и текущем техническом состоянии. Рассказывать про вопросы по системе изменения фаз газораспределения или по системе зажигания было актуально 10 лет назад. Сейчас, когда пробеги далеко за 300 тыс. км, просто приходится констатировать, что на "вторичке" очень много машин с откровенно "убитыми" моторами, с масложором, проблемами по поршневой и опять же неработающим Vanos. Вот она, экономия на масле и в целом на обслуживании.

Ну и напомним, что рядные "шестерки" крайне чувствительны к перегревам, так как есть риск, что поведет длинную ГБЦ. По большому счету все надежды на то, что вы найдете ухоженную машину после фанатика, который холил и лелеял свой 20-летний автомобиль, стараясь поддерживать его не только в оригинальном, но и в идеальном виде.

Шансов на это, кстати, больше, чем найти "живой" экземпляр с 3,0-литровым дизелем М57, ведь такие машины просто так не продаются. Более того, некоторые владельцы ставят эти моторы взамен 4-цилиндровых. Дело не только в большей отдаче, но и в огромном ресурсе дизельной "шестерки" с чугунным еще блоком цилиндров.

Но вы ведь помните, что ранние версии "Миши" отметились поломками заслонок во впускном коллекторе (имеется риск их попадания в двигатель, что ведет к его серьезным повреждениям), растрескивающимся выпускным коллектором, а также проблемами с системой управления турбиной? Впрочем, эти вопросы наверняка уже решены предыдущими владельцами, а основной проблемой являются возраст и солидные пробеги.

Говоря про дизельные версии "тройки" 318d и 320d, следует уточнять конструкцию двигателя. Дело в том, что изначально на автомобиль устанавливали 2,0-литровый (1951 куб.см) двигатель M47D20 с непосредственным впрыском топлива и ТНВД с цифровым управлением. Свежие версии "троек" оснащались двигателем M47D20TU (1995 куб.см) с системой питания Common Rail.

Какому семейству отдать предпочтение, старому или новому, во многом вопрос веры – с возрастом проблемы у них схожи. Так, к числу общих проблем можно отнести неисправности турбокомпрессора с изменяемой геометрией, расходомера, клапана EGR. Ну а форсунки независимо от типа топливной системы при пробегах свыше 200 тыс. км также могут требовать замены. Цепной привод ГРМ можно считать преимуществом, но не панацеей: рано или поздно цепь может потребовать замены.

2,0-литровый дизель М47 также неплох в плане надежности (но здесь тоже отмечены проблемы с вихревыми заслонками), при этом обойдется владельцу дешевле. Плата за это – более скромные тягово-мощностные характеристики.

Трансмиссия

5- и 6-ступенчатые МКПП надежны и являются неплохим вариантом, только не забываем про дорогой двухмассовый маховик. Что же касается "автоматов", то на Е46 применялись коробки как GM, так и ZF. Американские агрегаты считаются более проблемными, особенно это касается не очень надежного гидротрансформатора. Но и немецкая коробка вовсе не так долговечна, если практиковать агрессивный стиль езды или пытаться растягивать сроки обслуживания. На возрастных машинах, особенно на мощных версиях, довольно часто имеются проблемы с тем же гидротрансформатором и гидроблоком. Так что прозрачная сервисная история и диагностика рекомендуются.

Не будем забывать и про особенности классической компоновки: стоит обратить внимание на состояние промежуточной опоры и эластичной муфты карданного вала. Если рассматриваете к покупке полноприводную версию, дополнительно оцените состояние передних полуосей и убедитесь, что трансмиссия работает без рывков и посторонних звуков.

Ходовая часть

Если в поколении Е36 Compact имел простую заднюю подвеску от Е30, то теперь во всех кузовных версиях сзади "многорычажка". Ее надежность, кстати, вполне неплоха при условии использования качественных запчастей. Вот ходимость рычагов в передней подвеске так себе, хорошо если протянут 60 тыс. км. И все, придется менять, так как износившиеся шаровые опоры отдельно не меняются. Это касается только заднеприводных версий с алюминиевыми рычагами – на полноприводных рычаги стальные шаровые съемные. Еще одно слабое место – рулевая рейка, которая со временем разбивается, требует ремонта или замены. Если же руль слишком тяжелый, скорее всего, с целью устранения люфта рейку просто "пережали".

Тормоза? Понятно, что диски и колодки уже давно заменены, но вопрос еще и в том, от какой версии стоят механизмы, ведь многие владельцы стремились поставить что-то помощнее. Собственно говоря, большой выбор вариантов и брендов предполагает совершенно разные по эффективности и стоимости варианты решения вопроса.

Наш вердикт

За исключением не очень стойкого к коррозии кузова, Е46 можно считать достаточно крепким и ресурсным автомобилем. В части ходовых качеств он такой же "честный", как Е36, но более комфортный, современный (и безопасный), а главное – более свежий, соответственно выше шансы найти "живой" экземпляр. При этом основные узлы достаточно надежны, есть широкий выбор запчастей, всё уже относительно недорого. Так что, если не хватает денег на Е90, то почему бы и нет? Осталась сущая мелочь – найти автомобиль после аккуратного и дотошного владельца. Это непросто, но точно дешевле, чем поднимать с колен запущенный экземпляр.

BMW в базе объявлений Автобизнеса

Источник