До 700 км на одном заряде. Как Volkswagen переводит свои машины на электричество

Модульная платформа MEB (сокращение от немецкого Modulare E-Antriebs Baukasten) играет главную роль в деле реализации масштабной электромобильной программы концерна Volkswagen. В планах автогиганта к 2030 году довести долю электромобилей до 70% от общего объема продаж в Европе (более миллиона единиц), в Северной Америке и Китае на электромобили должно приходиться не менее 50% продаж. Для этого Volkswagen будет выводить на рынок по крайней мере один новый электромобиль каждый год.

Как это работает

Стратегию перехода на электрические модели Volkswagen озвучил еще в конце 2016 года после пресловутого "дизельгейта". Немцы пошли по пути постепенного сокращения гаммы моделей с традиционными ДВС, а осенью 2018 года на Стеклянной мануфактуре в Дрездене был представлен готовый вариант модульной архитектуры MEB, разработанной исключительно для моделей с электроприводом.

Если коротко, то MEB представляет собой модуль шасси без элементов кузова и интерьера. Ходовая часть MEB включает основной синхронный электродвигатель с постоянными магнитами, встроенный в заднюю ось (еще один спереди у полноприводных модификаций), и размещенную под полом тяговую батарею с жидкостным охлаждением. Собрана она из модулей, количество которых может быть разным в зависимости от класса и габаритов автомобиля и требуемых емкости и запаса хода на одной зарядке.

Например, на хэтчбеке ID.3, первой серийной модели на основе MEB, используется до 12 таких модулей (каждый состоит из 24 литий-ионных ячеек). Они объединены в единую батарейную систему с помощью высоковольтного соединителя, напряжение в системе при этом достигает 408 вольт.

Батарея является отправной точкой, вокруг которой создается вся конструкция электромобильной платформы. Защищает ее алюминиевый корпус с интегрированной рамой безопасности. Передача мощности от двигателя на ось осуществляется с помощью одноступенчатого редуктора. Для заряда батареи от сети переменного тока используется максимальная мощность до 11 кВт, а в сети постоянного тока – до 125 кВт, что позволяет поднять уровень заряда аккумулятора до 80% за полчаса. Впрочем, для недавно представленного минивэна ID. Buzz доступна ускоренная зарядка и от 170-киловаттной станции.

MEB и ее команда

До 700 км на одном заряде. Как Volkswagen переводит свои машины на электричество

Платформа MEB послужила основой не только для моделей семейства ID (кроме вышеупомянутых ID.3 и Buzz это также кроссоверы ID.4, ID.5 и ID.6, доступный только на рынке Китая), но и для электромобилей других трех марок, принадлежащих концерну – это хэтчбек Cupra Born и кроссоверы Audi Q4 e-tron и Skoda Enyaq iV, у которых к тому же имеются и купеобразные версии.

В разработке и производстве первых электромобилей на базе MEB участвовало большинство подразделений Volkswagen в Германии, в том числе заводы по производству компонентов в Брауншвейге, Зальцгиттере и Касселе. К слову, только на развитие данных производственных площадок изначально было выделено около 1,3 млрд евро. План развития электромобильной программы концерна уже неоднократно корректировался.

Новая стратегия Accelerate предусматривает дальнейшее расширение масштабов производства электромобилей и модернизацию платформы MEB. В феврале текущего года на переоборудованном для производства электромобилей заводе в Цвиккау стартовало производство кроссоверов ID.5 и ID.5 GTX. Давно действующий завод в западной части Саксонии стал первым в мире крупномасштабным предприятием, перешедшим от производства автомобилей с ДВС к выпуску электромобилей.

В этом году сеть производства электромобилей пополнится заводами в Эмдене (там освоят выпуск модели ID.4), Ганновере (ID.Buzz) и Чаттануге (ID.4). Всего в нынешнем году Volkswagen намерен выпустить 1,2 млн электромобилей на базе MEB на своих предприятиях в Европе, США и Китае, однако помешать этим планам могут сбои в поставках компонентов и продолжающаяся нехватка полупроводников.

По итогам прошлого года во всем мире было реализовано 263.000 электромобилей Volkswagen, что в два раза больше результата 2020 года. Самым популярным электрокаром марки оказался кроссовер ID.4, который разошелся в количестве 119.650 единиц и, к тому же, удостоился в прошлом году титула "Всемирный автомобиль года".

Что дальше

До 700 км на одном заряде. Как Volkswagen переводит свои машины на электричество

До 2025 года Volkswagen собирается вложить около 16 миллиардов евро в проекты, связанные с развитием электрической мобильности и "цифровой трансформацией" концерна. Особое внимание будет уделено совершенствованию архитектуры MEB. Дальнейшее развитие технологий и увеличение емкости аккумуляторов должно увеличить дальность хода до 700 км – для сравнения, сейчас самая дальнобойная версия ID.3 с батареей на 77 кВт*ч по паспорту может проехать до 550 км на одной зарядке (в соответствии со стандартом WLTP). Мощность зарядного устройства постоянного тока планируется повысить до 200 кВт.

До 700 км на одном заряде. Как Volkswagen переводит свои машины на электричество

Кроме того, Volkswagen уже работает над платформой для электромобилей следующего поколения – она получила название SSP (Scalable Systems Platform). Впервые она найдет свое применение в 2026 году в рамках проекта по созданию флагманской модели, пока известной под рабочим названием Trinity. Над созданием SSP работает отдельный научно-технический центр в Вольфсбурге, общие инвестиции в который составят около 800 миллионов евро.

Электромобили в базе объявлений Автобизнеса

 

Источник