Парковки, по остаточному принципу разбавленные детскими площадками и беседками, – это то, чем по факту являются многие дворы. А ведь они должны быть местом отдыха для жителей многоэтажек! Некоторые из придомовых пространств ввиду особенностей их планировки являются просто опасными, в первую очередь для детей. Сегодня поговорим об очевидных проблемах наших дворов.
Трафик как на улице
Чем меньше машин ездит по двору, тем лучше. Но планировка части микрорайонов такова, что трафик в проездах у некоторых домов бывает более оживленным, чем в отдельных городских переулках.
К примеру, через двор моего дома на два подъезда проезжают машины жильцов еще нескольких девятиэтажек, а также частично автомобили жителей самого дальнего от улицы дома, состоящего сразу из восьми подъездов. Плюс коммунальная техника, машины доставки и т.д. В результате транспорт по дворовому проезду движется буквально постоянно. Дальнюю часть двора от другого проезда, ведущего непосредственно к улице, отделяет кусок газона.
Буквально 30 метров асфальта – и количество ездящих через двор машин могло бы значительно снизиться. Также это частично помогло бы решить проблему разъезда в утренний час-пик на въезде-выезде из дворов, когда автомобили выезжающих на работу жильцов встречаются с транспортом родителей, везущих детей в школы.
Но это уже другая история и другая проблема. Ключевая – большое количество машин, регулярно ездящих по двору. В моем случае проезды всех расположенных в глубине микрорайона дворов соединены между собой, а частично снизить трафик помогла бы организация одностороннего движения.
Однако в городе есть множество аналогичных проездов у домов, которые ведут в тупиковые дворы. Там ни о каком одностороннем движении не может быть и речи, т.к. альтернативных путей выезда просто нет.
Естественно, большое количество движущихся по двору машин негативно сказывается на безопасности детей. Да и всех людей в принципе. Чем меньше транспорта, тем меньше потенциальных угроз. В этом плане куда комфортнее и безопаснее тупиковые дворы, по которым не ездят автомобили жильцов других домов.
Выход на проезжую часть вслепую
Бич подавляющего числа дворов за исключением, пожалуй, изначально спроектированных как безавтомобильные, – огромное количество припаркованных машин. Даже если они стоят с соблюдением ПДД – все равно располагаются вплотную к пешеходным дорожкам, значительно ограничивая обзор по сторонам. Из-за этого на проезжую часть приходится выходить практически вслепую. Особенно это касается детей, т.к. ввиду низкого роста они не видят приближающиеся автомобили.
Ограничен обзор и водителям. Если за стоящими машинами видно взрослых, то маленьких детей можно и не заметить. Проблема осложняется тем, что многие малыши совершенно не задумываются об опасности и могут выбегать из-за автомобилей без остановки и оглядки по сторонам.
Автомобилисты практикуют парковку на тротуарах, и ГАИ не торопится с ними бороться. Стоящие на пути пешеходов машины приходится обходить по проезжей части, что также негативным образом сказывается на безопасности пешего перемещения по дворовой территории.
Правда, в последнее время в ряде дворов можно увидеть прикрученные к бордюрам столбики, исключающие возможность заезда на тротуары. Часто они появляются благодаря инициативным жильцам, не желающим мириться с ситуацией и направляющим соответствующие запросы на решение проблемы в ЖЭУ.
Вопрос ограниченного обзора частично решается обустройством в проездах, прилегающих к учебным заведениям, островков, которые не позволяют парковать автомобили вплотную к пешеходному переходу. Но, как правило, такие решения применяются непосредственно у ворот школ, тогда как реальный путь к месту учебы зачастую требует перехода еще двух-трех аналогичных наглухо запаркованных проездов. И по-хорошему организация подобных островков требуется в каждом из них.
Конечно, идеальным решением является формирование дворов без автомобилей, но в сложившейся застройке эта идея утопична, т.к. требует полной реорганизации пространства микрорайона, что зачастую просто невозможно.
Дворовые "гонщики"
Правилами дорожного движения скорость в жилой зоне ограничена 20 км/ч. Теоретически при такой скорости тормозной путь до полной остановки составит 2,5-3 метра, если водитель среагирует моментально. В крайнем случае удар на малой скорости позволит минимизировать травмы. Но далеко не все автомобилисты соблюдают это требование.
Некоторые позволяют себе двигаться по дворам с вдвое большей скоростью. А зачастую в жилой зоне можно видеть и машины, едущие 60 и более километров в час. А при 60 км/ч тормозной путь на сухом асфальте составляет около 25 метров… Плюс расстояние, которое пройдет автомобиль до момента, когда водитель нажмет на тормоз. Т.е. избежать наезда в ситуации, когда из-за припаркованной машины выбегает ребенок, просто невозможно.
Часто лихачат водители машин доставки и таксисты, для которых время – деньги. Но не гнушаются ездить по дворам с очевидно неадекватной скоростью и рядовые автомобилисты. Куда торопятся – непонятно.
Проблема характерна в первую очередь для дворов длинных многоподъездных домов, вытянутых в прямую линию. Возле них располагаются проезды без единого изгиба, длина которых иногда превышает 200-300 метров. Такие прямые "спецучастки" сами по себе провоцируют водителей двигаться с высокой скоростью, особенно если состояние дорожного покрытия хорошее.
В подобных дворах просто необходимы решения, вынуждающие водителей снижать скорость. Это могут быть как банальные лежачие полицейские, так и конструкции в виде островков, заставляющие двигаться по извилистой траектории. Последние могут и должны располагаться в местах пересечения проезда пешеходными дорожками, что позволит убрать оттуда припаркованные машины и улучшить обзор для всех участников дорожного движения. Альтернативный, хотя и не самый логичный вариант – не ремонтировать выбоины в асфальте на проезжей части, из-за которых водителям придется снижать скорость.
Наш вердикт
Каждая из упомянутых проблем негативно сказывается на безопасности наших дворов, абсолютное большинство из которых, как правило, плотно запаркованы автомобилями. Но во многих из них к ограниченному обзору добавляются факторы повышенного трафика или "гонщиков", а иногда и оба сразу. Опасность таких дворовых территорий для детей возрастает многократно. Пути решения проблем существуют, но они требуют финансовых затрат и комплексного подхода с внимательным изучением каждого двора.
Услуги по эвакуации машин в базе объявлений Автобизнеса