В автомобильном мире нет предела совершенству. Если обычные дороги уже покорены, всегда можно заняться оффроудом. Если и там проблем не возникает — самое время задуматься над автомобилем-амфибией, чтобы была возможность передвигаться по воде. А еще лучше, если машины и вовсе научатся летать.
До полноценных летающих автомобилей нам еще далеко, хотя в какой-то мере они уже умеют это делать — речь идет о судах на воздушной подушке. Чаще всего это действительно суда, дизайн которых мало напоминает традиционные авто. Но, как всегда, есть исключения.
Американская компания Curtiss-Wright мало у кого на слуху, поскольку с момента образования в 1929 году ее главными продуктами являлись самолеты и компоненты для них. Так продолжалось до конца 1950-х, когда компания представила автомобиль на воздушной подушке Curtiss-Wright Model 2500 Air Car. История, как всегда, до наших времен доходит в нескольких интерпретациях. Одни источники сообщают, что транспорт был изготовлен по заказу военных, другие отмечают, что компания самостоятельно занялась разработкой и лишь потом ею заинтересовались вооруженные силы. Так или иначе, но автомобиль был создан, причем в двух экземплярах.
Curtiss-Wright Model 2500 Air Car всеми силами пытался походить на автомобиль — разработку кузова и салона приписывают Studebaker-Packard. Его габариты составляли 6,4 метра в длину, 2,4 метра в ширину и 1,5 метра в высоту. В "багажнике" и под "капотом" располагались два 180-сильных авиационных двигателя, которые приводили в действие два огромных вентилятора. Транспорт весил порядка 1150 кг и мог разгоняться до 60 км/ч, а по данным некоторых источников, и того больше — до 80 км/ч. Высота отрыва от поверхности составляла от 15 до 30 см.
Двухместный салон был максимально приближен к классическому исполнению. Руль, приборная панель, несколько рычагов — на фоне некоторых экспериментов сугубо автомобильных компаний его и вовсе можно назвать обыденным. Правда, ни о какой связи руля с колесами речи не шло: управление осуществлялось за счет воздушных заслонок, расположенных по бокам корпуса.
Заявленная нагрузка составляла порядка 450 кг. О расходе топлива конкретных цифр нет, но одна из спецификаций позволяет оценить его хотя бы косвенно. Автомобиль был оборудован двумя 20-галлоновыми баками, с которыми запас хода составлял "более 2 часов".
По грубым расчетам выходит, что за час двигатели потребляли порядка 75 литров топлива. Если представить, что скорость движения составит пусть даже 80 км/ч, то в переводе в привычные сегодня единицы измерения выходит что-то около 93 л/100 км.
Как мы уже писали, разработка компании оказалась в руках военных. Возможность передвигаться по земле и воде — это во многом удел именно военных задач. Но несколько месяцев испытаний завершились печальным вердиктом: автомобиль не годится для использования. Если с ровными поверхностями вроде асфальта или водной глади проблем не возникало, то перед сложным рельефом автомобиль пасовал.
В Curtiss-Wright не растерялись и предприняли попытку перевести разработку на гражданские "рельсы", разработав уменьшенную версию авто. Но это был исключительно концепт.
Автомобиль получился бы не только странным (а ведь его нужно как-то продавать), но и непомерно дорогим. На этом история "воздушного автомобиля" от Curtiss-Wright была закончена.
Один экземпляр был замечен на eBay в 2015 году в весьма удручающем состоянии. Второму повезло больше, он находится в военном музее в США.
Спустя столько лет суда на воздушной подушке по-прежнему являются своего рода диковинкой, пусть они уже и не удивляют так сильно. Но разработка от Curtiss-Wright примечательна именно попыткой "автомобилизировать" такое непростое транспортное средство.