Белорусское "кольцо" – гонки, которые пытаются возродиться уже не первый десяток лет. Последний раз в Минске их проводили аж в 2005-м году, а затем начались скитания: чемпионат принимала и киевская "Чайка", и аэродром в Быхове, и "Смоленское кольцо"…
В прошлом году кольцевые гонки впервые заехали в Стайки, но дело было уже почти зимой. В этом году формат пробных соревнований решили продолжить. Автобизнес побывал на такой воскресной гонке.
Не совсем то, о чем вы могли подумать
Словосочетание "кольцевые гонки" вызывает у искушенного фаната автоспорта ассоциации с формульными болидами или как минимум "заряженными" машинами класса "Туринг". Но белорусское "кольцо" – куда более скромная штука. Из "формул" лет десять назад на трассу в Быхове выезжали только видавшие виды "Эстонии", а стартовая решетка в Стайках представляла собой ту еще солянку: на одной трассе гонялись более-менее кольцевые Citroen Saxo, несколько околостоковых Honda Civic, ВАЗовская "классика" и даже Toyota AE86. Как говорится, на безрыбье и рак рыба.
При этом организаторы решили провести гонки в формате двух равноценных заездов на 20 кругов. Участников собралось немного: шесть в первой гонке, семь во второй. Но устроители соревнований иллюзий не питали – на данном этапе им важна не массовость, а реальная демонстрация того, что на этой трассе можно гоняться и обгонять, причем не на каких-то сумасшедших "боевых" болидах, а на вполне бюджетных автомобилях, немного "допиленных" для гонок по кольцевой трассе. Будут участники на постоянной основе, тогда можно и о возрождении чемпионата Беларуси думать. А пока – просто пробные заезды.
Гонка №1. Интригу спасли двое
В квалификации сразу трое показали времена в пределах одной секунды – поул взял Сергей Лапицкий, вторым оказался Владимир Горлач – кстати, он выступает в российском "кольце" и Автобизнес пару лет назад делал с ним большое интервью на эту тему – а третье время показал Михаил Сурта. В переводе – два Citroen Saxo и один Honda Civic, причем по объему мотора и мощности машины плюс-минус одинаковые – 1.6 на 120-125 сил.
Однако в гонке все решили первые два круга – пока Владимир Горлач пытался адаптироваться к новым настройкам баланса тормозов, из-за чего постоянно перетормаживал и проваливался в глубокие заносы, удерживая за собой соперников, Сергей Лапицкий мигом оторвался и уехал к финишному флагу. Вова в итоге вообще сошел – начал подтекать антифриз.
Вторым практически всю гонку в одиночестве ехал Михаил Сурта, а вот за третье место зарубились два Honda Civic под управлением Дмитрия Бруцкого и Игоря Якубовича. Эти двое спасли зрелище – и ехали плотно, и даже менялись позициями.
Однако за пару кругов до финиша Дима все-таки отстал. "Просто начал заканчиваться бензин, пришлось сбросить скорость", – так он объяснил итоговый результат первой гонки. Тем не менее, в перерыве между гонками и Диме, и Игорю было что вспомнить.
Результаты первой гонки
|
Гонщик |
Автомобиль |
1 |
Сергей Лапицкий |
Citroen Saxo |
2 |
Михаил Сурта |
Honda Civic |
3 |
Игорь Якубович |
Honda Civic |
4 |
Дмитрий Бруцкий |
Honda Civic |
5 |
Анатолий Пашкович |
Toyota AE86 |
6 |
Владимир Горлач |
Citroen Saxo |
Гонка №2: есть контакт!
Во второй гонке была обещана реверсивная стартовая решетка – победитель стартует последним, второй – пятым, и так далее. И тут участников ждал сюрприз: оказалось, что в регламенте соревнований не прописано, сколько именно процентов дистанции должен преодолеть гонщик для того, чтобы официально получить место в финишном протоколе. А это означало, что проехавший всего пару кругов в первой гонке Владимир Горлач фактически становился на первое место на стартовой решетке второго заезда! "Косяк", и организаторы пообещали устранить его к следующей такой пробной гонке.
Что интересно, ко второму заезду выросло количество участников. Андрей Лопатин должен был выступать изначально, однако в квалификации его подвела машина. В итоге за первый заезд нашелся подменный автомобиль – и Андрей сел за руль "пятерки" Александра Юдина. Сам Александр пообещал поехать в следующий раз, потому что пока "машина не настроена до конца, а без этого не получится погонять Лапицкого".
Кстати, Лапицкий в итоге стартовал с последнего ряда, но по максимуму воспользовался тем, что почти все его соперники проспали старт. Уже к первому повороту с 6-й позиции он поднялся на 2-ю, а дальше… "Я резво стартовал и вдруг увидел, что впереди остался один Бруцкий. Подумал: "ну, тогда надо лезть!", – так прокомментировал Сергей свой маневр в первом повороте, который привел к оторванному бамперу на его Saxo и помятой двери на Civic Бруцкого. В итоге победитель первой вщемился на первую позицию и довел дело до второй победы за день, попутно обогнав всех соперников на круг.
Зато за вторую позицию пилоты на Honda Civic устроили потрясающую зарубу. Дмитрий Бруцкий ушел не просто в глухую, а в оглушающую оборону, 20 кругов отбивая атаки Михаила Сурты и Игоря Якубовича. На этот раз Дмитрий все-таки приехал до подиума – и бензина хватило, и опыта.
Однако после финиша вокруг его машины столпились зрители, а сам Дима был не в восторге от маневра соперника на первом круге:
"Это даже не чемпионат, это пробная гонка. Можно было подержаться круг-два и спокойно меня объехать, ведь понятно, что у Сергея более быстрая машина. Вместо этого он просто "вломил" в дверь. В итоге гонка должна была "стать" мне в 500 долларов, а теперь – минимум 1200".
Вторая гонка обернулась чередой сходов: уже на первом круге из-за проблем с коробкой съехал в траву Владимир Горлач, затем остановилась Toyota Анатолия Пашковича, а за шесть кругов до финиша на пит-лейн съехал Андрей Лопатин.
Результаты второй гонки
|
Гонщик |
Автомобиль |
1 |
Сергей Лапицкий |
Citroen Saxo |
2 |
Дмитрий Бруцкий |
Honda Civic |
3 |
Михаил Сурта |
Honda Civic |
4 |
Игорь Якубович |
Honda Civic |
НФ |
Андрей Лопатин |
ВАЗ-2105 |
НФ |
Анатолий Пашкович |
Toyota AE86 |
НФ |
Владимир Горлач |
Citroen Saxo |
С хозяином самой яркой машины воскресных гонок (Анатолием на AE86) мы пообщались отдельно:
— Из-за чего не доехали до финиша второй гонки?
— Честно говоря, этого следовало ожидать. Еще неделю назад прозвучали первые звоночки, появился звук в мосту. Покатались – вроде бы едет. Сегодня надел слики – а это большая нагрузка на мост – и он не выдержал. Что конкретно, пока сказать сложно.
— Не жаль было такую симпатичную машину заявлять в кольцевые гонки?
— Такая мысль была давно, для этого в нее специально ставился каркас. Купил я ее два года назад, и готовил просто под Time-Attack. Но потом появилась мысль полностью "закорчевать"…
Сегодня первый раз, когда я поехал в кольцевых гонках. Опасался, видел же, что в первом повороте произошло. Понимал, что сразу не претендую на высокие места, хотелось попробовать проехать. В принципе, во второй гонке я не отпускал ребят, которые боролись впереди.
— Чего не хватило, чтобы ехать с ними в одной "пачке"?
— В первую очередь опыта, но есть вопросы и по машине. В этом году мы много чего переделали, но надо думать еще. Мотор здесь родной 4ADE, он на низах плохо тянет, нужно ехать на стенд. Будем разбираться.
Наш вердикт
"Кольцевой" сезон стартовал, пускай и в пробном формате – это определенно плюс. Главный вопрос – вырастут ли гонки из пробных в полноценный чемпионат?
Шины в базе объявлений Автобизнеса