«Бюджетник» по-японски. Что бывает, когда очень хочется построить собственный автомобиль

"Бюджетник" по-японски. Что бывает, когда очень хочется построить собственный автомобиль

Невозможно сосчитать, сколько раз компании и одиночки пытались построить империю на продаже недорогих автомобилей, которые мог позволить себе если не каждый, то хотя бы каждый второй водитель. 

В этой истории погони за экономией и массовостью есть суперуспешные примеры вроде Volkswagen Beetle, "середнячки" вроде родного нам ЗАЗ-965, а также хватает автомобилей, которые по различным причинам не "взлетели" и сейчас почти забыты. Сегодня вспомним Flying Feather от весьма неординарного японца Ютаки Катаямы. 

Окно инициативы

Ютака Катаяма считается "отцом" автомобилей Datsun Z, он был первым президентом Nissan Motor Corporation USA и посвятил компании почти всю свою трудовую жизнь. Катаяма пришел в Nissan сразу после окончания учебы в 1935 году, у него были свои взгляды на многие происходившие вещи. 

Особенно это стало заметно в послевоенное время. В 1947 году компания Datsun возобновила производство легковых автомобилей, выбрав в качестве главной модели свой довоенный автомобиль на базе Austin 7. Дальнейший план развития компании включал в себя лицензирование более крупных моделей Austin и их выпуск на рынке Японии. 

"Бюджетник" по-японски. Что бывает, когда очень хочется построить собственный автомобиль

В то же время Катаяма считал, что рынок еще не готов к более дорогим и "продвинутым" автомобилям. Япония еще не успела оправиться после войны, а потому Катаяма видел перспективным направление по выпуску как раз недорогих и массовых авто. 

В Datsun подобные взгляды не разделяли, и тогда Катаяма решил взять инициативу в свои руки. Само собой, он не мог заставить компанию пересмотреть планы в принудительном порядке, но работать над собственным автомобилем ему никто не мог запретить. В качестве напарника Катаямы выступил дизайнер Datsun Рюичи Томия. 

Как энтузиасты строят "проекты" в гаражах, так и Катаяма и Томия трудились над будущим хитом рынка в свободное от работы время. Работы велись прямо в комнате на втором этаже жилого дома. Когда машина была готова, ее в буквальном смысле пришлось доставать на улицу через окно, а некоторые источники сообщают даже о необходимости частичного разрушения стены. Так или иначе, но в дверь автомобиль не пролез. 

Хотя он был на самом деле небольшим. Прототип получил название Flying Feather, что переводится как "Летающее перо". Катаяма отмечал, что на это его вдохновили чайки, за которым он наблюдал в порту Йокогамы. Как чайки парили в воздухе, так и автомобиль должен был "парить" по земле. 

"Бюджетник" по-японски. Что бывает, когда очень хочется построить собственный автомобиль

Flying Feather не был рассчитан не то что на большую семью, но даже не предусматривал посадку хотя бы второго пассажира – в салоне было место только для двоих. В качестве силового агрегата был выбран небольшой одноцилиндровый двигатель от Nissan, который занял место в задней части авто. Колеса и вовсе были от мотоцикла. По сути, весь автомобиль напоминал два объединенных общим кузовом мотоцикла. 

Катаяма не оставлял надежд, что в Datsun, взглянув на его прототип, все же пересмотрят свои планы. Однако он не только не смог протолкнуть свою идею, но и вовсе лишился работы. Причиной этого стали вовсе не автомобили. В 1953 году рабочие фабрики бастовали и отсиживались в производственных зданиях несколько месяцев. Катаяма приносил им еду, чем вывел из себя руководство: больше в компании его видеть не желали.

Минимализм не в моде

Зато идею массового автомобиля поддержало японское министерство международной торговли и промышленности. Работа над Flying Feather была продолжена, в 1954 году автомобиль презентовали на первом Токийском автосалоне. 

Финальная версия авто получила двухцилиндровый двигатель объемом 350 куб.см и мощностью 12,5 л.с. Весил автомобиль всего 425 кг. В салоне не было ничего лишнего: минимализм был продиктован все тем же желанием сделать машину доступнее.  

Производство Flying Feather было отдано Suminoe Engineering Works Ltd., которая уже сотрудничала с Datsun. Всего удалось произвести не более 200 автомобилей. На большее бюджета не хватило, а востребованность Flying Feather оказалась куда меньше, чем представлялось изначально. Все же японцы хотели передвигаться на более комфортных авто. Даже министерство международной торговли и промышленности отказалось от этой затеи, а значит, на его поддержку рассчитывать не стоило. 

Что до Катаямы, то он вернулся в Datsun и в дальнейшем стал не просто ключевым сотрудником компании, а частью ее истории. Flying Feather не "выстрелил", но вряд ли Катаяма сильно переживал об этом. По крайней мере он хотя бы попытался. 

Проще отдать на запчасти. Машины на разбор в базе объявлений Автобизнеса

Источник