Автомобильная подвеска вовсе не та часть, которой принято уделять особое внимание при покупке. Жестче она или мягче, "рулится" из-за нее машина или нет – зачастую эти характеристики воспринимаются как данность. Конструкции уже устоялись, потому на какие-то откровения не приходится надеяться. А ведь они могли быть.
Если хочешь сделать что-то хорошо, сделай это сам
Имя Bose у многих ассоциируется в первую очередь с аудиосистемами. Вроде как табличка с такой надписью в салоне авто означает, что звук обещает быть хорошим. Тем удивительнее слышать (а тем более видеть) о необычной подвеске с таким же именем, которая будто бы вообще не замечает неровностей на дороге. Просто посмотрите этот видеоролик.
Самое время обратиться к краткой биографии основателя бренда – Амара Боуза. Еще в подростковые годы он всерьез увлекался электроникой. Продолжением увлеченности стало поступление в Массачусетский технологический институт, а затем и работа на поприще технологий. В мир акустики Боуза привели любовь к музыке и неудовлетворенность звуком актуальных в 1950-х аудиосистем.
В 1956 Боуз купил одну из лучших на тот момент систем и оказался разочарован ее качеством. "Если хочешь сделать что-то хорошо, сделай это сам", – гласит известная пословица. Именно так Боуз и поступил, добившись в мире звука признания планетарного масштаба.
Нечто похожее привело его и к созданию собственной подвески. Судя по всему, владение Pontiac Bonneville с пневматической и Citroёn DS с гидравлической подвесками не слишком-то удовлетворяло запросы Боуза. Тогда в 1980-м он взялся за дело самостоятельно.
Первые несколько лет Боуз трудился над подвеской единолично. Когда стало понятно, что без команды не обойтись, он создал таковую, по возможности засекретив объект разработки. Проект назывался Project Sound, чтобы не только не привлекать к разработке внимание общественности, но и для утаивания ее даже внутри компании. Разработка велась на протяжении 24 лет, лишь в 2004 году Боуз счел возможным обнародовать результаты работ.
По ямам с кофе в руке
Главными элементами подвески стали специальные электромоторы, за управление которыми отвечал отдельный микропроцессор. Именно они умели моментально сжимать и разжимать "стойки" в ответ на возникающие препятствия, не передавая колебания на кузов. Что касается потребления энергии, то за нее отвечала система рекуперации. По заявлениям Bose, подвеске требовалось в три раза меньше мощности, чем обычному кондиционеру.
Помимо "игнорирования" крупных препятствий, подвеска также умела сглаживать мелкие неровности, которые передают неприятную вибрацию на кузов. С ней проезд по грунтовке обещал быть таким же комфортным, как и по асфальтированной дороге. Кроме того, дополнительный комфорт должен был обеспечиваться в поворотах, при разгоне и торможении – поперечные и продольные колебания не являлись для разработки проблемой.
Для наглядного сравнения подвески Bose с "обычными" вариантами было использовано два седана Lexus LS400. Один – с заводской подвеской, второй – с фирменной. Преимущества были очевидны. Подвеска Bose позволяла авто не замечать неровности и исключать крены кузова в поворотах.
Как гласит рассказ одного из зарубежных журналистов, для максимальной наглядности работу подвески Bose также демонстрировали на специальном стенде с опорами для колес. Сперва ее перевели в режим "обычной" подвески, а затем – в фирменный. Разница была колоссальная: колебания никак не ощущались. В общем, с такой подвеской можно безбоязненно пить горячий кофе даже на самой плохой дороге.
Чтобы окончательно "добить" зрителей, в конце рекламного ролика были задействованы два интересных трюка. Lexus научили перепрыгивать через препятствие, после чего автомобиль откланялся вместе с ведущим. Понятно, что к реальной жизни эти трюки отношения не имели, но зрелищности у них не отнять.
Идеал 2.0?
Но к реальной жизни, увы, не подобралась и вся подвеска в целом. Без точных ответов оставались вопросы стоимости и веса всей конструкции. Новые технологии не бывают дешевыми на старте. Рассчитывать на это можно лишь спустя какое-то время, что не отменяет трудностей в начале. Что касается веса, то в качестве ориентира была выбрана масса в 90 кг. Более того, в некоторых источниках можно отыскать упоминания о том, что с новой системой было не все так радужно, как заявлялось. Например, что подвеска умела отрабатывать неровности лишь на малых скоростях, а это уже серьезный недостаток.
Предполагалось, что первой принять необычную подвеску должна какая-нибудь флагманская модель автоиндустрии. Скорее всего, расчет делался на то, что и без того дорогие и тяжелые автомобили как-нибудь "потянут" и подвеску Bose. Но не сложилось, несмотря на всю заинтересованность в разработке.
Интересно, что разработка Bose не ограничивается возможным применением лишь в подвеске. Наработки были использованы в системе Bose Ride, которая умеет здоровски амортизировать сиденья. Для профессиональных водителей большегрузов это настоящая находка.
Амар Боуз умер в 2013 году, так и не добившись успеха с подвеской, на которую были потрачены годы работы. В 2017 году разработка была продана компании ClearMotion, которая также загорелась идеей создания идеальной подвески. Это не означает, что технология просто сменила имя, у ClearMotion есть собственное видение активной подвески. А вот получится ли из этого что-нибудь, или это будет очередной, пусть и интересный, провал – покажет время.
Не идеально мягко, но тоже ничего. Пневмоподвески в базе объявлений Автобизнеса