Автомобильные стекла: от чего страдают, как беречь, спасать и стоит ли ремонтировать

Стекла современных автомобилей – детали сложные и часто дорогостоящие. Особенно если помимо тонировки лобовое стекло снабжено датчиком дождя и нитями обогрева. Менять дорого, поэтому лучше ухаживать и вовремя ремонтировать. Да-да, это возможно!

От чего страдают стекла

Во-первых, от резких перепадов температуры, особенно если уже имеются сколы и мелкие трещины. Зимой стекло может лопнуть, если резко подать на него горячий воздух или облить горячей водой (на мойке или в попытке растопить лед). А вот недавний пример одного знакомого: на стекло уже подавался горячий воздух из "печки", а лопнуло оно, когда на него попала холодная жидкость стеклоомывателя из бачка.

Летом же проблему провоцирует холодный воздух от кондиционера, подаваемый на раскаленную после стоянки на солнце поверхность. Чтобы снизить риск подобных ситуаций, просто не создавайте условий с резким перепадом температур.

Во-вторых, бывают случаи, когда стекла лопаются из-за сил, создаваемых кузовом. Особенно это касается вклеенных стекол, которые чувствительны к нагрузкам на кручение, например, когда вы заезжаете одним или двумя (по диагонали) колесами на высокий бордюр или неровность. Если кузов уже "уставший" или неправильно восстановлен после аварии, есть вероятность "взрыва" стекла. Предусмотреть такое сложно, хотя есть модели, где подобные проблемы известны, и они решаются усилением кузова при помощи распорок. Если же вы видите, что кузов "дышит", двери при "перекосе" плохо открываются-закрываются, просто старайтесь не допускать таких ситуаций. 

В-третьих, это механические повреждения. Начнем с якобы безобидных мелких, которые вроде не приносят поначалу больших бед, но со временем становятся проблемой. Речь о "затирании" мелким абразивом: щетки стеклоочистителей трут посуху или же между боковыми стеклами и уплотнителями много грязи и песка, покрытие царапается в процессе опускания-подъема. А зимой еще и сам владелец добавляет царапин, пытаясь сколоть и удалить лед при помощи скребка. В итоге имеем как минимум неважный внешний вид, а в особо запущенных случаях – ухудшение обзора через обширные "потертости" (по сути, это царапины, но слишком уж их много).

И здесь многое на совести владельца. Правило номер один: не включать "дворники" на сухую, не жалеть омывателя и своевременно менять щетки – это выйдет намного дешевле замены поврежденного стекла. Можете, кстати, использовать "антидождь": очистители можно будет включать реже, щетки будут скользить легче. Правило номер два: периодически мыть стекла, в том числе и боковые, с обеих сторон, очищать при помощи подходящей щетки пространство между опускаемыми стеклами и уплотнителями, чтобы избежать появления царапин в процессе использования стеклоподъемников.

"Бой посуды"

Впрочем, если говорим про лобовые стекла, их мелкие повреждения если не "дворниками", то камнями и песком в процессе эксплуатации практически неизбежны. Устранять все эти мелкие царапины и микроскопические сколы не имеет особого смысла: чтобы избежать эффекта линзы, полировать стекло надо по всей поверхности, а это экономически нецелесообразно.

Но, конечно, чаще всего мы задумываемся о стеклах, когда на них появляются куда более серьезные повреждения – сколы и трещины, вызванные опять же механическим воздействием. Как правило, это удар камня или другого твердого предмета. Плохая новость в том, что без ремонта проблема будет только усугубляться: со временем мелкая трещина перерастет в большую. К тому же не все повреждения в принципе можно отремонтировать, иногда это нецелесообразно. Ну а хорошая новость в том, что многое все же "лечится".

Хотите увеличить шансы на успех? Запоминайте!

  • Как только появился скол, его стоит заклеить – лучше всего прозрачным скотчем, но сойдет и другой материал, даже пластырь из аптечки. Здесь главное – не допустить попадания воды и грязи на поврежденный участок. Поэтому и омывателем, и стеклоочистителем лучше пользоваться по минимуму.
  • Чем раньше вы обратитесь к мастерам для ремонта, тем лучше, так как неостановленные трещины могут разрастаться. Лучше всего обратиться в мастерскую не позднее двух-трех дней.
  • Пока не доберетесь до мастерской, старайтесь не провоцировать разрастание повреждений: не допускайте контраста температур (см. выше), жестких ударов по кузову и нагрузок на кручение (например, при езде по плохим дорогам).

Повреждения и шансы на ремонт

Теперь о самих видах повреждений и о том, насколько велики шансы свести последствия к минимуму. Небольшие отметины-кратеры считаются не сколами, а посеченностью, дальше они не растут, ремонтировать их не надо.

Более глубокое повреждение похожего плана, называемое "бычьим глазом", также не будет распространяться дальше, если нет микротрещин. Но его в любом случае надо ремонтировать, иначе в будущем под воздействием внешних факторов это может привести к дальнейшим повреждениям.

Хуже дело обстоит с трещинами, которые могут быть одинарными или сочетающимися, а самый сложный случай – "звездочка", от которой расходится множество лучей, каждый может превратиться в трещину. Именно в этом случае важно как можно быстрее заняться ремонтом. Но и он не всегда эффективен, а иногда просто экономически нецелесообразен, если трещины уже большие (более 10 см в длину) и их много. В общем, здесь все зависит от собственно повреждения, его масштабов, а также от состояния самого стекла и цены его замены.

Также может встречаться комбинация "бычьего глаза" и "звездочки", от которой расходятся лучи. В этом случае также важно как можно быстрее произвести ремонт.

Ремонтируется только триплекс, и то при условии, что поврежден лишь верхний слой. Если удар дошел до внутреннего, стекло требует замены. Целесообразность и шансы на успешность ремонта оценивает мастер. Если повреждения минимальны, ремонт был проведен оперативно и с соблюдением технологии, можно рассчитывать, что стекло еще послужит.

При этом отдельно стоит упомянуть обогрев. Во-первых, не стоит им пользоваться с момента повреждения стекла и до ремонта. Кстати, по мнению некоторых мастеров, и после ремонта использование обогрева увеличивает риск разрастания "залеченных" трещин, но есть и другие мнения на этот счет. Также не будем забывать, что в процессе ремонта трещины засверливаются, при этом возможно повреждение токопроводящей нити – на данном участке обогрев работать не будет. С другой стороны, если поврежденное место не ремонтировать, то впоследствии вы все равно рискуете "попасть" на замену стекла.

Кстати, считается, что нижняя часть стекла подвержена большим температурным перепадам, чем верхняя: тут вам и подача воздуха от климатической системы, и нити подогрева (если используется только частичный обогрев в зоне покоя щеток). Соответственно у расположенных выше "залеченных" мест шансов больше.

Как ремонтируют стекла и сколько это стоит

Могут применяться различные методы и материалы, но в целом ремонт выглядит следующим образом. Сначала поврежденный участок зачищается, затем в определенных местах (центр скола, края трещины) стекло рассверливается – это необходимо для снятия напряжения стекла, а также является одной из стадий подготовки поврежденного участка к заполнению полимером. Именно он заполняет скол или трещину, не допуская наличия внутри воздуха и препятствуя проникновению в будущем инородных тел. Разные составы полимера (сначала более мягкая основа, затем более плотный верхний "запечатывающий" слой) заливаются при помощи специального шприца-инжектора. После этого полимер "сушится" под ультрафиолетовой лампой, излишки удаляются, а место ремонта шлифуется.

Насколько заметным останется поврежденный участок, зависит от характера и размеров повреждения, а также от того, насколько близок оттенок полимера к цвету стекла. Иногда после ремонта скол или царапина вообще практически не видны, иногда заметны если не всегда, то при определенных углах обзора.

Можно заказать из Китая дешевый набор и попробовать отремонтировать стекло самостоятельно. Мы однажды попробовали и рассказали, что из этого получилось. Но понятно, что больше шансов на успех, если доверить дело специалистам.

Какова цена вопроса? Стоимость ремонта также зависит от типа повреждения и его масштабов. За работу со сколом возьмут от 20 до 40 руб., за рассверливание трещины – порядка 10 руб., но есть еще заделка трещины – порядка 1-2 руб. за каждый сантиметр. В общем, это куда дешевле, чем замена стекла. Главное – не доводить до того момента, когда ремонт будет невозможен или нецелесообразен.  

Лобовые стекла в базе объявлений Автобизнеса

Источник