В стартапах зарождаются многие прекрасные вещи, но огромная их часть на деле оказывается совсем нежизнеспособной. Кто-то сворачивает все работы, а кто-то превращает дело в долгострой с громкими обещаниями и с почти отсутствующими реальными результатами.
В середине 2000-х мир говорил о прорывных и чрезвычайно экономичных автомобилях Aptera. В свое время писали о нем и мы – спустя 15 лет пора посмотреть на эту историю уже под другим углом. Что это было: пустые обещания или искренняя надежда на лучшее?
Без крыльев за 20.000 долларов
История компании начинается еще в 2006 году с создания Accelerated Composites. У руководства были грандиозные планы: сообщалось, что у компании есть трехколесный автомобиль с расходом топлива всего 0,71 л на 100 км при скорости 105 км/ч. Выдумки? Вовсе нет. Хотя таких показателей компании достичь не удалось – информация из пресс-релиза оказалась не совсем правдивой. Изначально предполагалось, что коэффициент аэродинамического сопротивления не будет превышать 0,06, однако демонстрационная модель Mk-0 не смогла его достичь.
Хотя она не была совсем провальной. Коэффициент аэродинамического сопротивления составил 0,11, и, с учетом электродвигателя на 9 кВт и дизеля на 12 л.с., расход топлива составлял 1 литра на 100 км при скорости 89 км/ч. Планируемая цена в рознице – около 20.000 долларов. Также компания сменила название на Aptera, что в переводе с греческого означает "бескрылый полет". Планы были оптимистичные. В 2007 году веб-сайт компании сообщил о новой версии авто Aptera Typ-1 или Mk-1, которая являла собой переработанную "нулевую" версию. Звучали заявления о скором поступлении авто в продажу.
Все это требовало средств, которые привлекались за счет инвесторов. В 2008 году таким образом удалось собрать 24 миллиона долларов, а среди списка инвесторов значилась даже Google. Модернизация автомобиля продолжалась, как и продолжались поиски новых источников финансирования.
Обещания, расходы, сокращения
Aptera 2 series должен был стать двухместным гибридом или полноценной электричкой – на выбор покупателей. Расчетный запас хода электромобиля составлял порядка 160 км. Дизельный двигатель был заменен на бензиновый и в режиме гибрида заявленный расход топлива составлял 0,78 л/100 км. В Aptera подчеркивали, что их автомобиль – это история не только об экономии на топливе, но также и о том, что передвижение должно быть комфортным и безопасным. В доказательство последнего озвучивалась информация о моделировании краш-тестов, хотя сами краш-тесты так и не были проведены.
Денег на разработку не хватало. Aptera Motors обратилась за ссудой к правительству США. Ссуду не одобрили, и в ноябре 2009 года расходы пришлось сокращать уже за счет сотрудников.
Как несложно догадаться, о выпуске авто на рынок велись только разговоры, а к концу лета 2011 года компания и вовсе начала возвращать депозиты несостоявшихся покупателей – спасибо и на этом. В конце 2011 года компании объявила о прекращения деятельности. Причина проста – нехватка денег.
В обращении компании утверждалось, что Министерство энергетики предложило ссуду на 150 млн долларов с низким процентом при условии, что компания соберет столько же средств от частных инвесторов. Желающих профинансировать очевидно проблемный проект не нашлось. Да и сама история вызывает вопросы: по информации журналиста New York Times, никаких договоренностей о ссуде у компании вообще не было. Так или иначе, не сложилось.
С запасом хода аж на 1600 км
В 2012 году компанию выкупает китайский автопроизводитель и пытается продолжать ее дело. Вновь обещания о скором выпуске автомобиля на рынок – и очередная неудача. О судьбе автомобилей и компании в очередной раз замолчали, но теперь уже надолго.
Но забыть ее не получилось. В 2019 году фирмой занялись ее первоначальные основатели: теперь уже Aptera Motors Corp начала кампанию по сбору средств на постройку авто, а в 2020 году можно уже было сделать предзаказ с примерной датой выпуска в 2021 году.
Проект решили возродить на основе старого, использовав современные технологии. Естественно, об "обычности" речи не идет. Удивляет запас хода, который в топовой версии авто заявлен на уровне 1600 км. И самое главное – автомобиль не нужно будет заряжать от розетки.
Вернее, делать это можно будет лишь при необходимости, поскольку солнечные панели позволяют получать заряд на 38 км пути. Выходит, что для ежедневного маршрута вроде работа-дом можно будет не беспокоиться о зарядке вовсе.
Поступит ли Aptera когда-либо в продажу? Исходя из всей истории, верится в это с трудом. В 2021 году автомобиль так и не вышел на рынок. Руководству вновь удалось найти финансирование, сбор предзаказов ведется до сих пор (цены – от 25.900 до 50.700 долларов), а выход на рынок обещан теперь уже в нынешнем году. Но это, как говорится, совсем не точно.
Машины под заказ в базе объявлений Автобизнеса