7 лет с Lada Vesta: прорыв, который рискует перейти в застой

Ровно 7 лет назад, 25 сентября 2015 года, на заводе "Лада-Ижевск" стартовало производство Lada Vesta. Без преувеличения и без сарказма это событие можно назвать знаменательным: АВТОВАЗ начал выпускать конкурентоспособный в своем сегменте автомобиль, который изменил отношение многих к марке Lada.

Мифы и реальность

Удивительно, но до сих пор одни уверены, что Vesta основана на модели Granta, а другие, наоборот, утверждают, что это "перелицованный" Logan. На самом деле и те, и другие ошибаются: Vesta является собственной разработкой АВТОВАЗа и базируется на оригинальной платформе. Ну а домыслы, скорее всего, возникают из-за того, что в конструкции были использованы узлы и агрегаты от других моделей Lada и Renault.

Взять, например, "основной" двигатель – 1,6-литровый 16-клапанный ВАЗ-21129 мощностью 106 л.с. По сути, это доработанный ВАЗ-21127, а тот, в свою очередь, ведет свою родословную от ВАЗ-21083 с чугунным блоком. Или вспомним коробки производства ВАЗ: роботизированную АМТ и механическую ВАЗ-21807 (усиленную версию "80-й" коробки, которая известна по другим моделям Lada).

А ведь на автомобилях первых серий ставили Renault JH3 (потому что чуть тише и потенциально надежнее российской). А еще с самого начала на "Весту" сватали 1,6-литровый импортный двигатель H4M и вариатор Jatco, но в итоге они появились лишь через несколько лет.  

Но это все агрегаты, а как насчет платформы, шасси? Да, в основе задней подвески – "балка" от электромобиля Renault Zoe, причем измененная (на Vesta она шире на 50 мм), а в версии Vesta Sport – тормозные механизмы от Renault Megane. Но ведь в передней подвеске – оригинальные штампованные L-образные рычаги, которых нет ни у автомобилей семейства В0 (там А-образные рычаги), ни на других "Ладах" (на тех же "Грантах" – кованые рычаги с растяжками совсем другой формы). Плюс использован передний подрамник.

Но ведь платформа – это не только подвеска. Считается, что в основе "Весты" лежит нереализованный проект С, но конечный вариант автомобиля здорово отличается от дизайнерских скетчей и ранних прототипов так и не пошедшей в серию модели, к тому же на поздних этапах создания  "Весты" и подготовки к производству серьезное влияние на конечный продукт оказывали иностранные топ-менеджеры.

Так, к конечному дизайну приложил руку сам Стив Маттин. Причем Vesta не просто стала носителем нового стиля, а задала его для других моделей марки на годы вперед. После целой эпохи бесконечных рестайлингов старых моделей покупателям наконец-то предложили автомобиль, который хорошо и современно выглядит без оговорок "а что вы хотите за такие деньги".

Причем не только выглядит, но и едет! Над ездовым характером автомобиля работали долго, упорно и тщательно, причем это касается не только выбора архитектуры шасси и его тонких настроек, но и калибровки стандартной (!) системы курсовой устойчивости, которая вмешивается в ситуацию своевременно, но мягко, позволяя эффективно управлять автомобилем. В итоге по ходовым качествам Vesta оказалась вполне сопоставима с лучшими представителями сегмента тех лет. Вытянуть это из устаревшей "восьмерочной" платформы просто бы уже не получилось.

Запуск в производство и начало продаж

За какой еще российской моделью так следили обычные автомобилисты? Vesta еще только готовили к выпуску, а о ней писали все профильные СМИ. Старта производства 25 сентября 2015 года ждали с нетерпением, а начало продаж 24 ноября сопровождалось онлайн-репортажами и многочисленными гостями дилерских салонов. Причем белорусам пришлось запастись еще большим терпением: у нас автомобиль появился в шоуруме дилера лишь 21 января 2016 года. И мы отлично помним, как любой материал с "Вестой", будь то ознакомительный или сравнительный тест "против" иномарок-"бюджетников" с участием форумчан, пользовался огромным интересом.

Причина была не только в том, что речь шла о принципиально новой модели Lada (ведь в те годы завод не радовал частыми новинками), а еще и в том, что это был принципиально иной продукт, создавшийся по современным технологиям и стандартам.

Достаточно напомнить, что подготовительные и пусконаладочные работы проводились под неусыпным контролем знаменитого Бу Андерссона, который на это время специально переехал из Тольятти в Ижевск. То было время тоталитарного контроля Андерссона за техпроцессом и комплектующими (отсюда столько "импорта" в конструкции автомобиля).

А помните, что машины из первых серий получили "персонального менеджера", который был на прямой связи с автовладельцем и фиксировал все возникавшие вопросы? Также для сбора информации об эксплуатируемых автомобилях и обеспечения оперативной связи между покупателями, дилерами и предприятием АВТОВАЗ командировал своих сотрудников в регионы. Да, это длилось всего лишь первые несколько месяцев, но когда еще завод проявлял столь пристальное внимание к первым товарным машинам и столь активно боролся с "детскими болячками"?

Раньше Vesta можно было разделить на эпохи "времен Бу" (самые ранние, с "реношной" коробкой передач, но мелкими неприятностями вроде затираемых боковых стекол и скрипящих стабилизаторов) и "после Бу" (в общем-то, доведенные до ума, но затем постепенно "упрощаемые" – чего стоит история с "удалением" из конструкции усилителя заднего бампера). Одно хорошо: несмотря на неизбежные недостатки, в целом автомобиль оказался надежным, о чем мы в свое время рассказывали.

Но теперь ведь грядет четвертая эпоха – "тольяттинская", которая следует за совершенно коротким периодом "рестайлинг ижевской сборки" (как ни крути, а эта небольшая партия машин будет отличаться от тех, что начнут выпускать в Тольятти, хотя бы по компонентной базе). И это совершенно неожиданный поворот в истории модели!

Планы, которые порой меняются

Осенью 2015-го Vesta стартовала лишь с кузовом седан, 106-сильным двигателем 1.6 собственного производства и выбором между механической коробкой Renault и роботизированной АМТ, разработанной АВТОВАЗом совместно с ZF. Впоследствии, как мы уже сказали, в целях снижения себестоимости стали применять МКПП ВАЗ, а связку "реношного" двигателя и вариатора пришлось ждать аж до 2019 года. Но до того запустили не только универсал (осень 2017-го), но и его кросс-версию, а в начале 2018-го появилась 145-сильная Vesta Sport. И да, силовой ряд дополнил новый 122-сильный бензиновый двигатель объемом 1,8 литра.

В общем, модельный ряд постепенно обрастал различными модификациями, постоянно менялось наполнение комплектаций (причем в сторону как улучшения, так и "упрощения"). В любом случае о застое говорить не приходилось, хотя рестайлинг как-то запаздывал. Производство модернизированных машин стартовало 22 февраля 2022 года – считайте, спустя шесть с небольшим лет после дебюта модели. Это означало, что в таком виде Vesta просуществует еще несколько лет, а потом…

Вообще говоря, план был такой. В январе 2021-го новый руководитель Группы Renault Лука де Мео рассказал о стратегии Renaulution, которая подразумевала объединение Dacia и Lada в части инжиниринга. Предполагалось, что к 2025 году число моделей и кузовных вариаций двух брендов должно сократиться с 18 до 11, вместо четырех используемых платформ должна остаться одна-единственная, на которой и будут строиться все новые автомобили. При этом речь шла о "тележке" CMF-B LS, которая и будет единой для всех моделей обеих марок. На ней уже было построено третье поколение Logan/Sandero, на ней же предполагалось создать новую Granta (сейчас известна как модель В) и третье поколение Niva.

Как можно догадаться, в этом плане места для Vesta и ее платформы не оставалось. Это означало, что по окончании жизненного цикла ее преемница (будь то легковая модель или кроссовер) "переедет" на архитектуру CMF-B LS.

Но с уходом Renault из России ситуация кардинально изменилась. Судя по ряду высказываний представителей АВТОВАЗа, платформа Vesta получает шанс на дальнейшее развитие. Именно она может стать основой при создании будущих моделей. Уже анонсирован некий кроссовер на ее базе, который может появиться через несколько лет. А там, глядишь, более глубокая модернизация платформы приведет к появлению действительно нового поколения Vesta, ведь, несмотря на приставку NG, запущенная в производстве в феврале 2022-го модель является просто обновленной.

Ближайшее будущее

Острый дефицит компонентов и потеря некоторых поставщиков заставили АВТОВАЗ остановить выпуск Vesta. Далее было принято решение перенести производство в Тольятти, что, с одной стороны, позволит снизить логистические издержки, существовавшие ранее (часть деталей приходилось возить в Ижевск из Тольятти), с другой – гарантированно позволит нарастить при необходимости объемы производства модели, ведь мощности завода "Лада-Ижевск" ограничены, а озвученные цели годового производства всех моделей АВТОВАЗа – 500 тыс. штук в 2023-м и 800 тыс. автомобилей начиная с 2026 года. Думается, в этом объеме доля Vesta будет довольно весомой.

Но перезапуск модели произойдет лишь в 2023 году, ориентировочно в I квартале. Как раз в следующем году АВТОВАЗ планирует вернуть на свои автомобили и ABS, и ESP – эти системы на Vesta всегда были в стандартной комплектации. Посмотрим, удастся ли заводу избежать "упрощения" в данном вопросе (шансы на это есть, учитывая фору по времени и статус модели-флагмана).

А еще не забудем, что сейчас из "легковых" двигателей выпускается лишь 90-сильный 8-клапанный, тогда как положенный "Весте" 106-сильный 16-клапанник пока поставлен на паузу (судя по отдельным сообщениям, это связано с отсутствием некоторых комплектующих). Впрочем, еще летом были слухи о том, что Vesta может получить 90-сильный мотор.

С другими агрегатами еще больше вопросов. Вернут ли 122-сильный 1.8? Будут ли пытаться более глубоко локализовать выпускавшийся в Тольятти H4M, который можно было бы применять и на других моделях? Вот о чем практически точно можно забыть, так это о вариаторе Jatco (равно как и о 4-ступенчатом "автомате" той же марки, который ранее применяли на Granta). Вопрос в том, как будет решен вопрос с автоматическими коробками – и когда. Ведь даже если закупать АКПП у производителей из дружественных стран, то на адаптацию, испытания, постановку в производство потребуются месяцы. Скорее всего, какое-то время Vesta будет только с "механикой".

Наш вердикт

Жизненный цикл Vesta и так грозил стать длительным, ведь плановый рестайлинг случился лишь на седьмой год производства. Но теперь, похоже, оптимизированную по компонентной базе Vesta тольяттинской сборки будут выпускать не один год. Она может стать одной из самых массовых моделей АВТОВАЗа, но точно так же и одной из самых "возрастных".

И это подозрительно напоминает историю "шестерки", которая в момент своего появления была самой престижной и вожделенной моделью Lada, а спустя несколько десятилетий "деградировала" до одной из самых дешевых, оставляемых на конвейере потому, что "все равно берут", ведь "что еще купишь за такие деньги". 

Машины с пробегом в базе объявлений Автобизнеса

Источник