Начало недели получилось интересным: было подтверждено, что Группа Renault передает свой московский завод столичному правительству, а мэр Собянин сообщил, что на этом предприятии будут выпускать "Москвичи". Но это вовсе не означает, что "Святогор" возвращается.
Сначала – как сборочная площадка
Надо сказать, что история завода не только долгая, но и богатая неожиданными поворотами. Ведь в самом начале, с 1930 по 1933 годы, он собирал легковые и коммерческие модели Ford A, Ford AA, которые затем (как сейчас принято говорить, в результате локализации) превратились в ГАЗ А и АА. В любом случае первое десятилетие своей деятельности "Государственный автосборочный завод имени Коммунистического Интернационала Молодёжи" выступал в качестве сборочной площадки, на которой производили сторонние модели.
Первой собственной моделью стал компактный автомобиль КИМ-10, но его выпускали всего два года (1940-1941 г.в.) – помешала Великая Отечественная война.
Это был "бюджетник"?
В послевоенные годы переименованное в Московский завод малолитражных автомобилей предприятие выпускает "Москвич-400/401" (1946-1956 г.в.), технически близкий довоенному Opel Kadett K38. Далее последовали "Москвич-402" (1956-1958 г.в.) и "Москвич-407" (1958-1963 г.в.), а также их многочисленные модификации, включая универсал 423 и редкие, но знаменитые полноприводные 410/411.
Именно "Москвичам" была уготована роль настоящих народных автомобилей, на которые (пусть и с определенной степенью настойчивости и терпения) могли рассчитывать обычные советские граждане. "Победы" и "Волги" были практически недосягаемы для простых смертных.
До 1960-х "Москвич" был самым доступным автомобилем – дешевле были только мотоциклы и мотоколяски-"инвалидки", которые предназначались для людей с ограниченной подвижностью. Ну а после того, как в 1960 появился ЗАЗ-965, "Москвичи" оказались на промежуточном месте в иерархии между ними и "Волгами". До начала выпуска "жигулей" оставалось целое десятилетие.
Золотые годы и их закат
1960-е – это эпоха модели "Москвич-408" (1964-1975 г.в.) и ее более современного варианта 412 (1967-1976 г.в.), а также универсала 427. Золотые годы! Это время экспортных поставок (причем не только в дружественные государства соцлагеря, но "капстраны"), а также достойного участия в ралли-марафонах. Обратите внимание на годы выпуска автомобилей: модели обновлялись достаточно часто, что позволяло им не терять актуальности и в общем-то не теряться на фоне зарубежных одноклассников. Завод держал темп.
В конце 1960-х предприятие снова сменило название – на АЗЛК (Автомобильный завод имени Ленинского комсомола). Имя сменилось, но модельный ряд обновлялся уже не так оперативно. Новая модель появилась лишь в 1975 году – и продержалась на конвейере аж до 1988-го.
Да-да, речь про АЗЛК-2140, который, чего греха таить, представлял собой не абсолютно новую разработку, а всего лишь глубоко модернизированную 412-ю модель – это выдавали пропорции кузова, форма крыши и дверных проемов. Тем не менее, советские покупатели получили обновленный дизайн и интерьер, а дальнейшие модернизации модели и пусть и скромный, но все же выбор вариантов исполнения (в том числе двигателей) позволял дотянуть до появления следующей модели.
Тем более что в условиях дефицита автомобилей и многолетних очередей на них не было ничего страшного в том, что ВАЗ наладил выпуск очередной новинки (а чаще всего там тоже речь шла всего лишь о модернизации старой модели). Тем не менее, про смену поколений на заводе думали.
Мучительно рождался, мучительно умер
История создания принципиально нового автомобиля следующего поколения – это настоящий триллер с всего лишь условно хорошим концом. Работы были начаты в середине 1970-х, вскоре появились весьма самобытные прототипы С1, С2 и С3, но потом техническое задание было изменено, и в результате появился "Москвич-2141", во многом (но не во всем!) похожий на французский Simca 1308.
Пусть без заимствований не обошлось, но в 1986 у АЗЛК появился достаточно современный автомобиль – с кузовом хэтчбек, передним приводом, но продольным расположением двигателя. Последний и стал слабым местом модели. Достаточно крупному и тяжелому автомобилю требовался современный и мощный агрегат. Мощные бензиновые моторы и даже турбодизель в планах были, но в конце 1980-х возможности запустить их в серию у завода уже не было. В итоге ставили устаревшие уфимские и даже производства ВАЗ.
Именно с АЗЛК-2141 завод и вступил в турбулентность 1990-х. По идее, автомобиль имел шансы на успех: просторный салон, вместительный багажник, ну, пусть не очень мощный мотор. Но подводило качество сборки и комплектующих, а главное, после падения Железного занавеса главным конкурентом стали не тольяттинские "Самары", а подержанные иномарки. Сравнения с одноклассниками вроде Audi 80 или Ford Sierra "сорок первый" просто не выдерживал.
В 1990-е завод предпринимал попытки повысить привлекательность модели. Так, малыми сериями были выпущены автомобили, оснащенные дизельным двигателем Ford 1.8 (60 л.с.), бензиновым Renault 2.0 F3R (113 л.с.). Также в 1997 году начали выпускать модернизированную модель, получившую название "Святогор". Точечные изменения в дизайне и использование импортных комплектующих было призвано улучшить восприятие автомобиля и его эксплуатационные качества. Но стать палочкой-выручалочкой для завода "Святогор" так и не смог, и его выпуск был прекращен в 2001 году.
И закончить бы на том славную (без шуток!) историю "Москвича". Но придется вспомнить, как в последние годы попытки обновить модельный ряд превратились в фарс. Сначала появился удлиненный хэтчбек "Юрий Долгорукий" и удлиненный седан "Князь Владимир" – со слегка измененным дизайном и улучшенным оснащением.
Дальше – больше. Был показан 4,9-метровый седан "Иван Калита" и купе "Дуэт" на базе "Князя Владимира" – с оригинальным оформлением передней части кузова и индивидуальным решением по задним стойкам и фонарям. Автомобили больше походили на частные тюнинг-проекты, нежели на заводской продукт, техническое исполнение не соответствовало заявленному амбициозному позиционированию. На этом история выпуска "Москвичей" закончилась.
Эпоха Renault
Сотрудничество завода с французами началось в 1990-х, а в 2005 была начата отверточная сборка Renault Logan. Позднее производство моделей на платформе B0 (это Logan, Sandero и Duster) стало более глубоким (CKD), но при этом SKD-сборку оставили для моделей Megane III и Fluence.
Со сменой поколений в 2014 году производство Logan и Sandero перенесли в Тольятти, а на московском заводе (он как раз сменил название "Автофрамос" на "Рено Россия") продолжили выпускать Duster и его аналог Nissan Terrano. Позднее было освоено производство специально созданного для российского рынка Kaptur (шасси Duster получило удлиненный кузов европейского Captur) и Arkana. То есть предприятие полностью сосредоточилось на выпуске кроссоверов.
Ходили слухи, что, возможно, начиная со следующего поколения Duster, все модели перенесут в Тольятти: у АВТОВАЗа, мол, простаивает целый завод (ранее принадлежал СП GM-АВТОВАЗ и выпускал Chevrolet Niva, затем был переименован в "ЛАДА Запад Тольятти" и поставлен на паузу после того, как выпуск внедорожника перенесли на основной завод). А производить автомобили в Москве, где земля стоит дорого и зарплаты выше, чем в среднем по стране, нецелесообразно. Имелись ли у руководства компании подобные мысли, неизвестно, да теперь уже и неважно – обстоятельства изменились кардинально.
Дальше без французов
Компания Renault приняла болезненное решение об уходе с российского рынка. В итоге 67,69% акций автоконцерна АВТОВАЗ переходят в собственность Российской Федерации в лице ФГУП "НАМИ", правда, с возможностью обратного выкупа в течение следующих 6 лет. Завод в столице будет передан Правительству Москвы, причем без возможности возврата этого актива в будущем.
Мэр Москвы Сергей Собянин заявил, что принял решение забрать завод на баланс города и возобновить производство легковых автомобилей под историческим брендом "Москвич". "Основным технологическим партнером возрожденного Московского автомобильного завода "Москвич" станет КАМАЗ. На первом этапе будет организовано производство классических автомобилей с двигателем внутреннего сгорания, а в перспективе – и электромобилей. Кроме того, совместно с КАМАЗом и Минпромторгом России мы работаем над локализацией производства в России максимального количества автокомпонентов", – написал Собянин.
Из этих сообщений следует, что Renault безвозвратно отдает свой завод Москве, а та намерена продолжить выпуск автомобильной продукции. Но что за модели будут производить под маркой "Москвич"? Сейчас этим вопросом задаются многие российские эксперты и СМИ – и рассуждения самые разные.
Какими будут новые "Москвичи"?
Возможно, в будущем в Москве будут выпускать электромобили, которые можно было бы использовать в такси и каршеринге. И здесь связка с КАМАЗОМ, который работает над проектом городского электромобиля, на первый взгляд, кажется логичной, тем более что потребность в отдельной производственной площадке как раз была. Но это – отдаленная перспектива (в свое время назывался 2025 год), а "Москвичи" обещают появиться уже в 2022 году.
И это точно не будут старые АЗЛК-2140 или даже "Святогоры". Оснастки, оборудования, компонентной базы все равно нет, для перезапуска этих машин пришлось бы делать все заново – а какой в том смысл, если речь идет о давно устаревшей конструкции?
Быстро запустить производство новой модели – дело не одного месяца, особенно в условиях санкций, обрыва логистических цепочек, дефицита компонентов. И уж точно речь должна идти о конструкции, полностью готовой к производству. Разработка нового автомобиля, пусть даже на чужой платформе и с чужими моторами, требует значительных временных и финансовых затрат.
Теоретически, в Москве могли бы производить модели АВТОВАЗа, как уже существующие, так и в той или иной степени готовые к производству. Тут можно вспомнить про "новую Granta", которая находится на стадии производства предсерийных прототипов. Но тут, как минимум, две загвоздки. Во-первых, эта модель базируется на французской платформе CMF-B – даже если Renault согласится подарить эту технологию, это не отменяет пресловутую зависимость от импортных компонентов.
Во-вторых, сам АВТОВАЗ готовился к производству данной модели. И что же, теперь ему отдавать ее в Москву? Это же касается и действующих продуктов вроде Granta и Vesta. Перенести их производство на другую площадку – значит разгрузить собственные производственные мощности. Да и экономической целесообразности в этом нет.
При этом вчера появилась новость о том, что производство Duster перенесут в Тольятти – и он будет выпускаться под маркой LADA. С одной стороны, это означает, что Renault все же оставит России свои модели – в том или ином виде. С другой же, при таком развитии событий сложно ожидать, что на московском заводе продолжат выпускать французские кроссоверы под маркой "Москвич" – иначе зачем переносить производство Duster в Тольятти?
Другим вариантом решения вопроса был бы приход иного иностранного автопроизводителя (если это и возможно, то скорее всего из Китая) – со своим модельным рядом, более того, со своим производственным оборудованием. Только так в сжатые сроки можно запустить производство. Причем на первых порах (опять же, с целью ускорения процесса) наиболее вероятна пресловутая отверточная сборка.
В общем, вопросов очень много, а данных для анализа – недостаточно. Ясно только одно: российский автопром в этом году ожидают большие перемены. И история с "Москвичом" весьма символична.
Не только из России. Новые машины в базе объявлений Автобизнеса