Брошенные автомобили на улицах и во дворах белорусских городов настолько привычное явление, что их даже перестаешь замечать. Вместе с тем это серьезная проблема: как минимум такие машины занимают парковочные места, а как максимум за ними висят долги за неоплаченную стоянку.
Наш корреспондент в Гродно проехал по городу и посмотрел, как сейчас обстоят дела с брошенными машинами.
Полгода без ТО – уже хлам?
Сперва обратимся к законодательству. Впервые с весьма серьезными заявлениями на тему неэксплуатируемого транспорта в Беларуси заговорили около 10 лет назад.
Летом 2011 года даже был принят Указ президента РБ №348 "О мерах по организации сбора, хранения неэксплуатируемых транспортных средств и их последующей утилизации", который вступил в силу 1 января 2012 года.
Указ подробно описывает всю длительную процедуру и разъясняет, что можно считать автохламом. Цитируем: "неэксплуатируемые транспортные средства с видимыми повреждениями или на которых отсутствуют детали, что делает их участие в дорожном движении невозможным".
Кроме того, автохламом признают транспорт, который не используется более шести месяцев со дня окончания срока техосмотра и не поддерживается в состоянии, допускающем участие в дорожном движении.
Теоретически с выходом Указа проблема с брошенными авто должна была сойти на нет, но прошло более 8 лет, а воз, как говорится, и ныне там.
Утильсбор тоже не помогает?
И если в дворовых территориях благодаря небезразличным жильцам и сотрудникам ЖЭСов неэксплуатируемые автомобили периодически исчезают, то брошенные вдалеке от жилых дворов машины продолжают стоять.
Решить проблему с утилизацией транспорта не помогло и введение утилизационного сбора с 1 марта 2014 года. Ведь, как выяснилось, организации, непосредственно занимающейся утилизацией авто в Беларуси, так и не появилось.
Подробнее прочитать об этом можно здесь.
Автохлам и ГАИ
Найти "брошенки" можно на различных парковках, в том числе и на той, что находится неподалеку от ГАИ УВД Гродненского облисполкома.
Возрастной Nissan со спущенными и потрескавшимися от времени шинами "заглядывает" прямо в окна местной ГАИ.
Также несколько заброшенных авто стоит на площадке, где проходит осмотр транспорта.
Можно предположить, что владельцы данных авто умышленно выбрали парковки, на которых их транспорт будет находится под присмотром сотрудников МВД. Вопрос, сколько точно они там находятся и почему до сих пор там, риторический.
Как выяснилось, белорусы бросают авто в том числе и на платных стоянках. "Брошенки" нашлись на двух из трех таких парковок, расположенных в одном микрорайоне Гродно.
Рекордсменом оказался Renault 21, который поставили на парковку еще в июне 2008 года, а последняя оплата датируется 24 декабря того же года.
Уже более 10 лет автомобиль стоит на одном месте, в замке зажигания по-прежнему находятся ключи.
"Я готов оплатить, отдайте мою машину"
"На данный момент на парковке есть 4 заброшенных авто. Владельцев трех из них найти не удалось. У нас контакты только владелицы "Жигулей". Женщина сперва обещала оплатить долг и забрать авто, но потом отказалась и перестала выходить на связь", – рассказывает владелец парковки Юрий Юзефович.
При этом, как отмечает Юрий, для него важнее в первую очередь освободить место от заброшенного авто, а не взыскать всю сумму, накопившуюся за долгие годы.
"Пусть бы продали их на запчасти либо просто сдали на металлолом, а за вырученные деньги оплатили хоть какую-то часть долга. После того, как клиент перестает платить, мы имеем право больше не охранять его транспорт, но нам нельзя вывезти авто со стоянки, продать или сдать в металлолом.
В любой момент может объявиться владелец или наследник, который скажет: "Я готов оплатить, отдайте мою машину". При этом действие указа №348 не распространяется на территорию платных паркингов, поэтому такой транспорт может стоять неограниченно долго", – говорит владелец парковки.
Юрий рассказывает, что когда-то предпринимал попытки решить вопрос через суд, но заявление не приняли.
"Уже точно не помню, какая была формулировка. Нужно было собрать и предоставить еще какие-то документы. В итоге решили вообще этим не заниматься", – признается он.
Mercedes W190 хранится на парковке Юрия с 2011 года. Владелец сделал всего один платеж за 22 дня хранения, после чего исчез.
Платят, но не пользуются
На другой стоянке мы нашли заброшенный VW Passat B3. Владелец продолжительное время оплачивал услуги парковки, но в 2014 году прекратил платить взносы.
Кроме того, на этой парковке нам показали несколько примеров, когда автомобили по внешним признакам похожи на брошенные, однако за их хранение регулярно вносят оплату.
По словам сотрудника парковки, этот VW Sharan стоит без движения уже не первый год. Владелец уехал работать за границу, но супруга регулярно оплачивает хранение.
Кроме VW Sharan на этой парковке хранятся VW T4 и два Ford Mondeo, владельцы которых оплачивают услуги парковки, но машинами давно не пользуются.
Наш вердикт
Чтобы найти автохлам, не нужно далеко ходить, а президентский указ №348 явно "буксует". Наличие утильсбора без организации, которая непосредственно занимается утилизацией транспорта, также не решает проблем, разве что бюджет пополняется.
Сюда же можно добавить отсутствие культуры утилизации ненужных авто у населения, как, по всей видимости, и отсутствие большого желания со стороны государства бороться с автохламом на улицах городов.